Однозначно!!!!как говорил ВВЖ!!! Последние 5-6 лет пытаюсь вернуться на путь ДЗЮЦУ (с чего собственно и началось увлечение каратэ),потому-что ДО уже работает и изменила и меня и мою ЖИЗНЬ !!!
А я всегда считал, что понятие ДЗЮЦУ - это просто техника и является лишь составляющей частью ДО? Т.е. ДО - это жизнь с изучением ДЗЮЦУ. По крайней мере нигде не встречал расшифровок, что ДЗЮЦУ - это какой-то определенный раздел техники.
В японском языке существует два суффикса, которые обычно используются в названии многих видов искусств: До и Дзюцу.
Дзюцу можно грубо перевести как «наука» или «искусство». ДО, которое читается как МИТИ, если употребляется как самостоятельное слово, означает «дорога» или «путь». Отсюда мы получаем такие названия как кэндзюцу, искусство фехтования, и кэндо, Путь Меча. Суффикс дзюцу дает ощущение акцентуации главным образом технического аспекта (например, инженерная наука или искусство кладки кирпича). Это не означает, что дзюцу исключительно физическое искусство, оно может быть и ментальным, как, например, игра в шахматы. Суфикс до подразумевает гораздо больший духовный контекст : он дает ощущение того, что искусство становится образом жизни и имеет глубокие философские цели.
В последнее время стало популярным мнение, что будзюцу, искусство войны, служит для самозащиты, а будо – Путь войны – для самосовершенствования. Это ограниченное и не совсем верное упрощение. Немного лучше звучит, что будзюцу изучают, а будо – следуют. Тем не менее даже это определение дзюцу и до оставляет желать лучшего.
Если вы пришли в додзё и изучаете физические и ментальные техники РЮ, то вы изучаете будзюцу. Вам не обязательно использовать его для самозащиты. Есть масса других возможностей его применения. Вы можете использовать эти техники для нападения, как использовал бы их солдат. Или подобно многим ученикам, вы можете относиться к РЮ как к исключительно культурным упражнениям, способу сохранения интересного аспекта древнего общества. И третье распространенное мнение – рассматривать РЮ как способ чисто физической тренировки тела.
Проблема заключается в том, что рю используют суффиксы дзюцу или до как часть своего торгового имени. А не как обозначение родовой принадлежности. Хорошей иллюстрацией служит современное дзюдо. Когда искусство практикуется как соревновательный вид спорта, ученики дзюдо технически занимаются дзюдзюцу. И наоборот, ученики классического дзюдзюцу на самом деле занимаются дзюдо. Новичка всё это может запутать. Более того, исследование этих различий на самом деле не дает ответа на вопрос «Что такое Путь?». Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны заглянуть гораздо глубже.
До – это японское произношение китайского слова ДАО, означающего дорогу или путь. В философии Лао Цзы этот термин используется для описания абсолютной реальности. Лао Цзы в первом из восьмидесяти утверждений говорит : "Высказанное слово не является истинным". Это значит, что конечная реальность, истинная сущность чего-либо, лежит за пределами понятий и дефиниций. Это прототип неопределенности Гейзенберга**, сформулированный гениальным китайцем 2500 лет назад, означает, что вы можете высказать часть истинны, но никогда не выскажете ее полностью.
И хотя определить конечную истину не возможно, аналогия поможет нам в этом. Использование аналогий не научно, однако, ввиду исключительности исследуемого предмета (конечная истина), в данном случае, это необходимо.
Например, если вы изучите столы, то обнаружите, что существует огромное количество их разновидностей. Столы могут быть кофейными, обеденными, игорными и т.п. Еще один тип – рабочие столы; здесь опять же существует множество разновидностей : компьютерные, офисные, руководителя, секретаря и т.п. Если вы еще расширите область исследования, то обнаружите массу полок и скамеек, которые так же являются определенной разновидностью столов.
Когда вы посмотрите на все эти столы как на единую группу, то обнаружите, что между ними мало общего, Количество ножек, форма столешницы и т.п. могут варьироваться по формам и количеству (вплоть до отсутствия). Чертежный стол не горизонтален, а столешница некоторых компьютерных столов даже не плоская. И всё равно есть НЕЧТО, делающее все эти предметы столами. Это НЕЧТО, эта СТОЛОВОСТЬ и есть ДАО столов. Вы никогда не сможете определить его с помощью слов, так как вы будете ограничивать себя определенным типом слов. Это дает хорошее рабочее определение МИТИ, Пути. Кэндзюцу стало точной наукой, чем-то таким, чему можно научиться. С другой стороны, кэндо представляет собой Путь Меча. Его можно понять, но нельзя выразить вербально – знание о нем ПРИХОДИТ ИЗНУТРИ. Абсолютно аналогично с Айкидо ! Понять Айкидо означает понять нечто неуловимое, выходящее за рамки отдельных РЮ и ВАДЗА, Как понять дзен. Обретение этого понимания называется Сатори, просветление. Это осознание того бесформенного и неопределенного НЕЧТО, стоящего за всеми вещами.
Так зачем беспокоиться ? В то время как определение эзотерично, причина беспокойства практична. Кэндзюцука ограничен техниками, которые он выучил. Кэндока или айкидока свободен от таких ограничений. И поскольку он понимает суть техник, то может свободно создавать новые техники для новых ситуаций. Поскольку эти новые техники рождаются из сущности его РЮ, то они будут прекрасно сочетаться со стилем ранее существовавших техник. И хотя суффиксы дзюцу или до не употребляются со словом хэйхо, принцип остается тем же самым. Хейхо – это искусство стратегии. Они состоят из техник применения техник. Они превосходят гихо (определенная техника), но это еще не конец. Боле глубокое изучение обнажает последний слой – хэйхо но мити или айки.