Вот,может будет интересно,а что-то и полезно:
Спарринг после 30
КОМБИНАЦИИ
Успешная атака с результативным одиночным ударом — явление довольно редкое, если вы не обладаете необходимой для ее проведения высочайшей скоростью. Недостаток скорости может быть успешно возмещен выполнением комбинированных атак. Чем больше атакующих действий вы проведете против соперника, тем выше вероятность того, что одно из них достигнет цели. Смысл комбинированных атак заключается в том, чтобы одной-двумя техниками «размягчить» соперника и создать в его обороне брешь для нанесения в нее решающего удара. Как только вам удастся вскрыть защиту оппонента, немедленно проводите удар в свободную зону. Если «взломать лед» оказывается сложно, одиночные атаки не приводят к желаемому результату или сопернику удается без труда уклоняться от них, комбинации будут именно тем средством, которое значительно расширит ваш наступательный арсенал.
Изучение комбинаций лучше всего начинать с фундаментальных приемов, которые преподает вам на занятиях инструктор. Они послужат той базой, на которой вы позже сможете строить собственные комбинированные атаки. Последовательность выполнения техник в комбинациях не должна быть случайной. Как правило, комбинации строятся таким образом, чтобы каждой предшествующей техникой создать максимум удобств для результативного выполнения следующего за ней приема. Например, нанеся удар в нижний уровень, вы заставляете соперника убрать руки от головы и опустить их для обороны подвергшейся атаке зоны. Первая выполненная техника, таким образом, создает максимум удобств для проведения решающего удара в голову, чем вы немедленно и воспользуетесь. Более сложные комбинации могут включать в себя обманные маневры, ложные выпады и перемещения, чтобы вызвать на них у противника определенную реакцию. Опытные спортсмены при выполнении комбинаций, как в шахматах, просчитывают действия соперников на несколько ходов вперед.
ФАКТОР НЕОЖИДАННОСТИ
Эффективно прерывать атаки соперника можно в том случае, если действовать совсем не так, как он от вас ожидает. Бросаясь в наступление, большинство спортсменов полагают, что их соперники непременно отступят назад или в сторону. Но что же случится, если обороняющийся боец вопреки всем предположениям тоже двинется вперед? Это действие и станет тем фактором неожиданности, который разрушит любые стратегические намерения
атакующего. Например, когда противник наносит вам серию коротких прямых ударов, вместо того чтобы сделать шаг назад и выйти из его зоны ведения боя, попытайтесь сблизиться с ним сбоку, со стороны его атакующей руки, а затем из этого положения нанести удар или выполнить захват. Как только вы минуете кулак противника, он окажется не в состоянии нанести вам эффективный удар, поскольку его инструмент атаки (кулак) будет находиться позади цели (вашей головы).
Владение этим приемом требует не только сообразительности, чтобы с достаточной долей уверенности предположить, какие действия окажутся наиболее продуктивными, но и немалого мужества, поскольку мозг человека на подобные ситуации реагирует однозначно. Такие стратегии, как, например, встречная атаки вместо отступления в корне противоречат естественному инстинкту самосохранения. И именно по этой причине они оказываются максимально эффективными.
ПОДГОТОВЛЕННЫЕ АТАКИ
В спаррингах, проводимых мастерами боевых искусств, часто применяются подготовленные атаки. Чтобы этот прием был эффективным, вы должны быть полностью уверены, что соперник отреагирует на вашу атаку совершенно определенным образом. Если в течение поединка вы обнаружите, что после каждого вашего короткого прямого удара соперник чуть наклоняет голову, то сможете использовать этот удар для подготовки апперкота в челюсть. Нанесите короткий прямой удар, дождитесь, когда соперник начнет движение головой вниз, и в этот момент проведите апперкот снизу вверх в опускающийся подбородок.
Если вы точно предугадаете движение соперника, ваш апперкот будет максимально результативным и практически наверняка достигнет цели. Подготовленные атаки наиболее эффективны при противостоянии в спарринге более опытным соперникам. Причина этого в том, что квалифицированный боец точно знает правильный ответ на любую атаку и постоянно применяет его, тогда как новичок в одной и той же ситуации может пригнуться, отступить назад или даже просто остаться на месте. Подготовленная атака — это способ использования против соперника заученных им реакций.
ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ
При проведении атак чувство времени так же необходимо, как знание используемых техник.
Чувство времени не имеет отношения к скорости выполнения приема. Эта категория, скорее, определяет уместность проведения атакующих действий. Существуют определенные моменты, начинать атаку в которые более целесообразно, нежели в другие, а именно:
1. Когда соперник начал делать шаг, но еще не успел завершить его.
2. Когда соперник меняет стойку.
3. Когда соперник реагирует на обманное движение, ложный выпад, отвлекающий маневр или на предварительный элемент подготовленной атаки.
4. Когда соперник переносит вес тела с одной ноги на другую.
5. Когда соперник абсолютно неподвижен.
6. Когда соперник начал проводить атаку, но еще не успел завершить ее.
7. Когда соперник делает паузу между атаками.
8. Когда соперник вступает в вашу зону ведения боя.
9. Когда соперник отступает.
10. Когда соперник начинает делать вдох.
Чувство времени развивается с опытом, по мере того как спортсмен учится распознавать благоприятные возможности для проведения атак и овладевает соответствующими техниками, максимально пригодными для использования в этих ситуациях. Для тренировки чувства времени очень полезно отрабатывать с партнером различные техники в замедленном темпе. Имитируя ведение спарринга, создавайте друг другу подходящие для атак ситуации, чтобы выработать на их возникновение автоматическую реакцию.
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ, ПРИ ВЕДЕНИИ СПАРРИНГА
1. Злоупотребление движением назад
Если вы делаете назад более одного-двух шагов, то тем самым даете преимущество сопернику. Более того, старайтесь вообще избегать движения назад, если оно не продиктовано требованиями вашего стратегического плана. Если вы отступаете только лишь потому, что не знаете, что предпринять, это означает, что вы утратили контроль над поединком.
2. Недостаток перемещений
Стоя на одном месте, вы представляете собой отличную мишень для нанесения удара и снижаете начальную скорость собственной атаки. Во время спарринга необходимо постоянно двигаться.
3. Недостаток технического арсенала
Уверенно владеть несколькими мощными техниками очень важно для успешного проведения поединка, однако опасно полагаться исключительно на них или на силу только левой или правой руки и ноги. Если соперник сообразит, как нейтрализовать эти техники контратаками, вас ждут большие неприятности.
4. Излишняя скованность
Буквально на каждом турнире доводится видеть, как на ринг выходят спортсмены, готовые, судя по их внешнему виду, в клочья порвать любого соперника. Зачастую еще до конца первого раунда они выбиваются из сил, получают травмы или отправляются в нокаут. Опытные бойцы, выходя на поединок, всегда хладнокровны и собранны.
5. Предпочтение правой или левой стороны
Крайне важно уметь вести бой как из правосторонней, так и из левосторонней стойки. Конечно, в какой-то одной стойке вы будете чувствовать себя увереннее, нежели в другой, и проведение излюбленных техник вы будете отрабатывать из основной стойки, но все же стремитесь одинаково владеть техниками ведения боя в обеих стойках.
6. Недостаток комбинационных действий
Крайне редко удается выиграть бой или даже заработать несколько очков благодаря успешному выполнению одиночной техники. Чтобы разрушить защиту соперника, необходимо много маневрировать, совершать обманные движения и проводить комбинации ударов. Каждая возможность для атаки должна использоваться на сто процентов.
7. Неверный выбор дистанции
Необходимо знать свою зону ведения боя и полностью использовать все ее преимущества. Располагаясь слишком близко или слишком далеко от соперника, вы значительно снижаете эффективность проводимых техник. Внимательно следите за соперником во время спарринга, обратите внимание, насколько широко он расставляет ноги в стойке, как быстро перемещается вперед и назад. Корректируйте разделяющую вас дистанцию в соответствии с манерой соперника вести бой.
8. Отсутствие плана
Спарринг — это не уличная драка. Выходя на поединок, вы должны иметь конкретный план его проведения, не отступать от него и делать все возможное, чтобы этот план выполнить. Едва ли вам удастся победить, если вы собираетесь просто нанести сопернику побольше ударов. Для каждого боя у вас должен быть, как минимум, основной и запасной план.
9. Плохое восприятие
Многие начинающие спортсмены придерживаются своих планов на поединок, не обращая внимания на действия соперников. Внимательно следите за соперником и старайтесь предугадать его маневры.
10. Предпочтение скорости чувству времени и ритму
Скорость не поможет вам, если соперник находится вне досягаемости. Прочувствуйте ритм соперника, а затем сломайте его и навяжите свой. Старайтесь четко воспринимать закономерности ваших взаимных перемещений, чтобы выбрать верный момент для проведения атаки и контратаки.
Выводы:
1. Спарринг может стать серьезным испытанием для спортсменов старше 30, поскольку их более молодые соперники обычно оказываются гибче и быстрее. Этот недостаток может быть успешно компенсирован правильно выбранной стратегией.
2. С целью расширения технического арсенала изучайте больше простых приемов.
3. В начальной стадии спарринга с помощью активных перемещений и пробных техник определите намерения и уровень мастерства соперника.
4. Не перемещайтесь строго вперед или назад, если целесообразнее двигаться по диагонали.
5. Наблюдая за соперником и используя восприятие, старайтесь просчитать его следующий ход.
6. В поединках с более опытными или быстрыми соперниками разница в мастерстве может быть сглажена применением рваного ритма и выбором верного момента для атаки.
7. Замедленное выполнение техники можно компенсировать быстрым проведением ее начальной фазы.
8. Недостаток скорости атакующих действий может быть восполнен проведением комбинированных атак.
9. Между скоростью и чувством времени есть существенная разница. Для проведения эффективной атаки важно точно определить момент ее начала.
"Боевые искусства после 30" – Санг Х.Ким. "Феникс" 2003г. 350с.
Интенсивность тренировок после 35
Автор
fedww
, июн 17 2008 09:07
Сообщений в теме: 45
#41
Отправлено 01 августа 2008 - 04:16
#42
Отправлено 01 августа 2008 - 04:18
Это от туда же:
Слагаемые мастерства
По мере взросления и накопления опыта вы можете обнаружить, что в большинстве книг о боевых искусствах рассматриваются в основном вопросы практической направленности и отсутствует нечто более глубокое и сокровенное, что теперь вызывает у вас особый интерес. Это нормальное явление — если раньше вы полностью удовлетворялись изучением приемов и техник, то с возрастом вы все чаще и чаще начинаете заглядывать внутрь себя, искать смысл и значение феноменов, которые раньше не затрагивали вашего внимания. Слагаемые мастерства представляют собой понятия, стоящие выше техник, и вместе с тем они являются самой сутью техник.
Каждое слагаемое есть универсальная концепция, теория или правило, в равной степени применимое ко всем стилям боевых искусств и даже к любому виду человеческой деятельности. Не следует рассматривать их в каком-то определенном порядке или пытаться понять в буквальном смысле. Понимание придет, когда вы будете к нему готовы, когда вы достигнете нужного пункта назначения в своем путешествии по стране боевых искусств. Пока этого не произошло, просматривайте Слагаемые выборочно, прочитывайте то, которое по каким-то причинам покажется вам ближе, которое привлечет или заинтригует вас своим названием (но не более одного в день), и, не торопясь, обдумывайте. Некоторые положения покажутся вам простыми и очевидными. Другие представятся непостижимыми и бессмысленными. Не отвергайте их и не выносите поспешных суждений. Размышляйте о прочитанном, не сковывая себя предубеждениями. Попытайтесь применить на практике, понять и использовать то, что вы узнали. Подтвердите или опровергните предлагаемую концепцию на тренировке.
Выверните ее наизнанку и поставьте с ног на голову. Загляните вглубь и примерьте к себе. А потом перестаньте думать о ней и подождите. Понимание придет, когда вы будете к нему готовы.
СЛАГАЕМОЕ ПЕРВОЕ: Непротивление подсознанию
Прежде чем приступить к физической деятельности, несколько секунд постойте, посидите или полежите с закрытыми глазами. Просто подождите, прислушиваясь к импульсам, внутренним ощущениям, звукам или энергетическим потокам, которые спонтанно возникают в самых потаенных глубинах вашего подсознания. К мыслям, чувствам и образам, зарождающимся в подсознании и проникающим из него в сознание. Позвольте им руководить вашими движениями. Отдайтесь неосознанному выполнению движений, не пытаясь сознательно контролировать их.
Когда вы перестанете контролировать движения, вы сможете понять, как предпочитает двигаться само ваше тело. Сдерживая сознание и распахнув двери перед подсознанием, вы позволите неестественным и неэффективным прежде движениям превратиться в движения новые, точные, гибкие, продуктивные. Спонтанностью движений вы сможете компенсировать присущие вам физические ограничения, превозмочь боль и преодолеть возможную апатию к тренировочным занятиям.
Каждый раз, выполняя любое движение, не превращайте его в просто механическое действие, а наполняйте всей своей жизненной энергией. Прочувствуйте, какие ощущения пробуждают в вас те или иные движения. Не пытайтесь сознательно осмыслить их. Распахните разум и исследуйте каждую открывшуюся перед вами возможность, которой раньше вы были лишены. Чутко прислушивайтесь к своим внутренним импульсам. Оставайтесь собой и не пытайтесь стать тем, кем вас хотел бы видеть кто-то другой. Примите себя таким, каков вы есть. Позвольте себе воспользоваться всеми богатствами своего внутреннего мира. Позвольте своему духу слиться воедино с телом. Позвольте вашим движениям осознать подсознательное. Отдайтесь тому, что возникает в глубинах вашего подсознания, и следуйте ему, не внося изменений и поправок.
СЛАГАЕМОЕ ВТОРОЕ: Универсальная концентрация
Когда вы действуете с максимальной эффективностью, напряжение, страх и боль не оказывают на вас ни малейшего влияния. Вы руководствуетесь лишь знанием того, что вам необходимо выполнить начатое дело. Чтобы достичь такого состояния, вы должны развить в себе особое ощущение, позволяющее выходить на новые уровни восприятия в мышлении, чувствах и движениях. Это особое ощущение называется универсальной концентрацией. Оно помогает сохранять идеальную уравновешенность движений и перемещаться с удивительной легкостью. Обладая универсальной концентрацией, вы чувствуете себя максимально расслабленным, координированным, собранным и практически невосприимчивым к травмам.
Это ощущение позволяет преодолевать недостижимые ранее рубежи и способствует повышению творческого потенциала. Мозг, находясь в режиме универсальной концентрации, за долю секунды способен проанализировать состояние каждой системы организма и отдать идеальную команду на выполнение действия, то есть максимально эффективно проявить себя в движении. В этом состоянии, кроме того, вы получаете возможность преодолевать любые препятствующие восприятию преграды, проникая мысленным взором за ограничивающие зрение пределы.
СЛАГАЕМОЕ ТРЕТЬЕ: Избавление от привычек
Нет сомнений в том, что все ваши действия зависят от того, насколько свободно вы умеете двигаться. Учитывая, что конечной целью изучения боевых искусств является обретение полной свободы, можно сказать, что вы не достигнете ее, пока не устраните окончательно все мешающие вашим движениям препятствия.
Чем больше вы аккумулируете знания о техниках, составляющих изучаемый вами стиль, тем больше они вас связывают. Чем больше привычек вы приобретаете, тем меньше свободы движений остается у вашего тела. Следовательно, первостепенное значение для решения поставленных вами перед собой задач имеет избавление от привычных схем, ограничивающих ваши движения и мысли. Избавление от привычек является процессом самовоспитания, позволяющим вам лучше узнать себя и полностью раскрыть собственный потенциал.
Рассматривая учебный процесс с этой точки зрения, можно утверждать, что изучение новых техник должно быть не сбором информации о них, а поступательным процессом осмысления новых знаний и определения из всей их массы того, что приемлемо лично для вас. Обучение должно стать процессом не пассивного накапливания новых сведений, а их активного применения на практике.
Тренировочный процесс не должен быть связан обилием ограничений. Не переставайте исследовать новые возможности своего двигательного потенциала и пробовать новые пути в мышлении и самовыражении. Обогатить себя духовно и физически вы сможете лишь в том случае, если не побоитесь шагнуть за границы изведанного. Ограничивая свое мышление, вы тем самым ограничиваете и свои двигательные возможности. Позволяя себе двигаться свободно, вы освобождаете и разум. Раскованность сознания ведет к рас ко ванн ости в движениях.
Организуйте свой тренировочный процесс таким образом, чтобы восполнить им то, чего не хватает вам в жизни. Исследуйте но вые возможности того, что вам уже известно. Каждое движение разбейте на маленькие элементы, чтобы помочь тем самым своей нервной системе прочувствовать новые для нее задачи, свыкнуться с ними и в конечном итоге преобразовать в функциональные схемы, созданные лично вами.
В ваших действиях возникнет плавность, когда вы пересмотрите и реорганизуете свои способы мышления и движения. Старайтесь выполнять движения так, как стремится это сделать само ваше тело, и не оказывайте на него давления, пытаясь добиться ожидаемого вами результата. Достичь этого вы сможете в том случае, если будете прислушиваться к собственным ощущениям и избавите себя от внутреннего напряжения, неизбежного" при стремлении в чем-то превзойти тренирующихся рядом с вами спортсменов. Проще говоря, оставайтесь самим собой. Глубже познайте самого себя.
СЛАГАЕМОЕ ЧЕТВЕРТОЕ: Формирование новых моделей движения
Старайтесь осознать, что происходит в вашем теле, когда вы двигаетесь. Избегайте выносить поспешные и предвзятые суждения о техникам и движениях. Забудьте о том, чему вы учились и что, по вашему мнению, от вас требуется сделать.
Вместо того чтобы стремиться выполнить целенаправленное и привычное движение, дайте ему возможность сформироваться самостоятельно. Это позволит вам прочувствовать, где возникает и образуется движение, и понять, как реагирует на него ваше тело. Вы сможете уловить те бессознательные импульсы, которые управляют вашим движением, и увидеть его изнутри мысленным взором, если, забыв о «надо» и «должен», отдадитесь свободе естественногосамовыражения.
СЛАГАЕМОЕ ПЯТОЕ: Мысленное представление движений
Чтобы повысить качество проведения техник, вы должны по-новому взглянуть на процесс выполнения движений. Все двигательные модели, состоящие из движений мышц и костей, управляются нервной системой. Несбалансированные мышечные движения могут стать причиной травм мягких тканей и суставов. Кроме того, они существенно снижают радиус действий и качественный уровень выполнения техник.
Вы можете проверить свою способность восприятия движений, если встанете прямо, расслабитесь и представите, что все ваше тело пронизано двигательными линиями, реагирующими на то или иное перемещение. Перенесите вес тела на левую ногу, а потом на правую. Присядьте на корточки и выпрямитесь. Затем наклоните корпус вперед и отклоните его назад. В каждом из принимаемых вами положений существует особая зона, в которой вы чувствуете себя наиболее уверенно.
Найти точные физические координаты тела в более сложных движениях вы сможете с помощью следующих последовательных действий, которые дадут вам возможность оценить и откорректировать двигательные линии тела:
1) Соотнесите принятую полу с положением скелета.
Обратите внимание на расположение всех частей тела и максимально расслабьте каждую из них. Не напрягая голову, держите ее строго над позвоночником, плечи опустите и разверните. Опустите грудную клетку, спину расслабьте и выпрямите.
2) Уравновесьте части тела и примите правильную стойку.
Сначала, сохраняя статичное положение, примите позу, наиболее соответствующую тем действиям, которые собираетесь предпринять. Затем следите за сохранением равновесия в движении, когда ваш вес постоянно перемещается в пространстве.
3 ) Добейтесь независимых движений каждой чисти тела.
Приняв верную позу и уравновесив все части тела, вы можете,
расслабившись, проникнуть на более глубокий уровень сознания. Следите, чтобы ни одна часть тела не испытывала напряжения в движении. Ощущая каждую часть тела отдельно и во взаимодействии, вы испытаете ни с чем не сравнимое чувство свободы в Движении, жизни и созидании.
4 ) Двигайтесь экономно.
5) Высвободите энергию.
Высвобождение энергии есть раскрытие, опустошение, игра, падения, прыжки, вращения, взлеты и ожидание. Оно дает возможность выхода старой энергии и наполняет вас новой энергией. Высвобождение энергии снимает напряжение.
У каждого движения есть идеальное для него пространственное направление. Мысленно представляя себе процесс выполнения определенного движения, вы возбуждаете в соответствующих нервных каналах импульсы и направляете их в мышцы, которые совершают это движение. Сочетая мысленные представления с практической отработкой действия, вы можете научить нервную систему отдавать точные команды на выполнение движения соответствующим мышцам.
Мысленное представление движений является эффективным способом сохранения уравновешенного расположения всех частей тела и, соответственно, способствует более четкому и точному выполнению действий. Вы должны научиться видеть явления, недоступные глазу, но, тем не менее, существующие и влияющие на качество выполнения вами техник. Чем больше вы будете пользоваться мысленным представлением движений, тем эффективнее сможете владеть своим телом.
СЛАГАЕМОЕ ШЕСТОЕ: Проявление внутреннего во внешнем
Расхожее выражение "поступки говорят громче слов" справедливо и для боевых искусств. Ваши действия способны многое рассказать о том, что вы из себя представляете. Ваше тело является физическим проявлением вашего внутреннего мира. В вашей манере двигаться обнажаются доминантные характеристики вашей личности.
Определите те элементы двигательных моделей, в которых отражается ваша индивидуальность. Осознайте уникальность присущего только вам способа выполнения действий. Прочувствуйте, какие техники вы предпочитаете и где возникают движения при их выполнении.
Под каким углом вы любите проводить определенную технику? Резки или плавны обычно ваши действия? Исследуйте основные принципы структуры движения и их цели. А затем дайте движению состояться, не оказывая на него сознательного воздействия. Не стремитесь управлять техникой, но и не позволяйте ей подчинить вас. Не существует идеального движения, как не существует единственного способа выполнить действие. Будьте свободны, оставаясь самим собой.
СЛАГАЕМОЕ СЕДЬМОЕ: Анализ индивидуальных двигательных моделей
Внимательно наблюдая за своими движениями и анализируя возникающие при этом ощущении, вы без труда обнаружите, что каждое движение обладает своими отличительными признаками и рисунком, независимо от того, насколько простым оно может быть. Индивидуальными свойствами каждого движения являются время, пространство, масса и течение. Время движения может быть сжатым или продолжительным. Пространство представляет собой то расстояние, на которое перемещается ваше тело. Масса — это ваш вес, который может быть тяжелым или легким. Течение движения бывает свободным или ограниченным. Каждому движению присущи различные степени всех четырех перечисленных составляющих.
Кроме того, вы можете разбить каждое движение на отдельные элементы, например: как вы проявляете свои намерения, как переносите вес тела, как начинаете движение, как используете свое пространственное восприятие, насколько плавно перемещаетесь, 'каков ритм вашего дыхания, насколько координировано и точно ваше движение. Наблюдение представляет собой действенный способ управления телом. Оно позволяет улучшить не только физические показатели, но и эффективность, легкость и выразительность движения. Ваши движения станут более продуктивными, если вы будете активнее использовать в них Глубокие мышечные группы, позволяющие выполнять действия большего радиуса и пространственной глубины.
Когда вы поймете значение каждого из этих элементов и начнете сознательно пользоваться ими, ваши движения станут раскованными и свободными, а все части тела будут действовать как единое целое, выполняя все требуемые движения в одном неразрывном потоке.
СЛАГАЕМОЕ ВОСЬМОЕ: Типы движений
В боевых искусствах типы движений подразделяются на пять категорий. Знание характеристик каждой категории позволит вам анализировать собственные движения и вносить в них необходимые коррективы для повышения качества их выполнения.
1) Расширение
Движения расширения характеризуются асимметричностью формы и выполняются по прямым траекториям под косыми углами в направлении от себя. Это наиболее часто используемые движения в практике боевых искусств. В движениях расширения, особенно в бросках, проявляются напористость, концентрация и выделение энергии. Выдох при выполнении движения расширения наделяет его дополнительной мощью.
2) Сокращение
Сокращения присутствуют в движениях, направленных к себе. Примерами движений сокращения могут быть действия, выполняемые на силовых тренировках, и проведение техник захватов. Сила в движениях сокращения увеличивается за счет укорачивания мышц. Вдох при выполнении движений сокращения обеспечивает их дополнительной мощью.
3) Равновесие
Строго говоря, какое бы движение вы ни выполняли одной стороной тела, в нем обязательно будет участвовать и противоположная
сторона. Когда вы совершаете движение левой рукой или ногой, правая рука или нога также участвуют в этом движении. Это же справедливо и для движений вперед и назад, а также для движений верхней или нижней частей корпуса. Сохранение равновесия является доминирующим требованием при ходьбе, беге, ударах ногами, маневрировании, борьбе в стойке и бросках. В состоянии равновесия падает напряжение в мышцах и расслабляются суставы. Без уравновешивающих действий в движении ваши техники станут скованными и неуклюжими, потребуют большего количества энергии и разрушат слаженный ритм выполнения действия.
4) Форма
Каждое движение обладает собственной формой. Техники, которые вы выполняете одной стороной тела, обязательно отражаются и на другой его стороне. Таким образом формируется целостный рисунок движения. Рисунок определяет уникальную форму движения, которая может быть верной или неверной. От формы движения зависит, как вы переносите и располагаете свой вес, когда перемещаетесь в горизонтальной или вертикальной плоскости. Форма движения обусловливает принимаемую позу. Она же предопределяет высоту, ширину и угол стойки, а также взаимное расположение всех частей тела. Правильная форма движения означает, что каждая часть вашего тела занимает строго отведенное для нее место, ваша стойка уверенная, вы сохраняете гибкость и способны выполнить движение максимального радиуса и глубины. Если форма вашего движения неверна, утрачивается стройное расположение частей тела и возрастает риск травматизма. Основные движения стилей, ката, являются примерами движений идеальной формы.
5) Падение
Падения представляют собой движения уклонения. Они непосредственно связаны с силой тяжести и действием рычага. Когда вы падаете, старайтесь обрести текучесть жидкости. Устранив мышечное напряжение и расслабив сознание, вы можете сделать свое тело настолько мягким, что сократите до минимума последствия удара о землю.
СЛАГАЕМОЕ ДЕВЯТОЕ: Экономичность действий
Каждый спортсмен, занимающийся боевыми искусствами, в работе над формированием своего тела стремится достичь того универсального уровня его развития, который позволял бы ему естественно и свободно выполнять самые разнообразные действия. Чтобы выйти на эту степень развития, вы должны научиться анализировать модели своих движений и определять их функциональные и структурные особенности. Эти особенности затем следует переконструировать таким образом, чтобы они соответствовали вашим нуждам.
Кинетическая экономичность достигается развитием сбалансированного использования мышц с целью облегчения каждого движения. Фундаментальным требованием в этом случае является способность так изменить движение, чтобы без усилий выходить из статичного положения. Каждое движение управляется тремя основными центрами контроля: торсом, руками и ногами. Выполняя движения, наблюдайте за собой в зеркале и старайтесь определить, какая часть вашего тела контролирует каждый отдельный элемент движения. Важнейшую роль в практическом выполнении техник играет положение таза. Анализируя движения, сосредоточьтесь на сохранении таза в нейтральном положении, при котором основные мышечные группы поддерживают позвоночный столб и стабилизируют торс.
Кроме того, экономичности движений можно добиться увеличением радиуса действия, корректированием взаимного расположения частей тела, а также контролированием распределения веса тела и расхода энергии. Нет смысла в том, чтобы бездумно повторять сотни раз одну и ту же технику. Значительно полезнее выполнить ее пять-десять раз медленно, вдумчиво, терпеливо,
обращая внимание на ритм и плавность движений.
Отрабатывая каждую технику, сосредоточивайтесь на сохранении правильного положения тела, на поддержании точного ритма и контроле дыхания. Это поможет вам определить, какие мышцы используются для того, чтобы все части тела оставались в движении полностью уравновешенными и действовали как единое целое. Анализ моделей движений и контролирование правильности их выполнения позволят вам в конечном итоге существенно повысить экономичность действий и качественный уровень выполнения техник.
СЛАГАЕМОЕ ДЕСЯТОЕ: Взаимосвязь сознания и тела
Человеческое тело состоит из определенным образом связанных между собой частей. Когда вы отдыхаете или выполняете физические упражнения, вам необходимо сориентировать эти части таким образом, чтобы до минимума снизить нагрузку на какую-то отдельную мышечную группу. Вес каждой части тела определенным образом соотносится с весом всего тела (точные пропорции несколько варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей человека). Например, вес торса составляет приблизительно 44% от веса всего тела, каждого бедра — 10%, головы — 6%, голени — 5%, плеча — 4%, предплечья — 3%, стопы — 2% и кисти руки — 1 %.
Когда вы выполняете обычные повседневные действия, ваш мозг автоматически выбирает наиболее простой и эффективный способ синхронизации всех частей тела таким образом, чтобы они двигались в унисон. Если же вы выполняете определенные физические упражнения, мозг оказывается перед необходимостью заново оценить и синхронизировать каждое требуемое движение, поскольку новая физическая активность предоставляет ему новую информацию, нуждающуюся в обработке. В процессе изучения движения мозг разбивает его на функциональные сегменты для установления связей между корой головного мозга и мышечной системой.
Без развития взаимодействия между мозгом и нервной системой невозможно добиться качественного улучшения движений. И напротив, чем более полно используете вы свою мышечную систему, тем эффективнее тренируете мозг, побуждая его думать и чувствовать. Когда эти взаимосвязанные процессы набирают силу, ваше дыхание становится более глубоким, повышается живость ума, увеличиваются вырабатывание энергии, гибкость и радиус движений, уменьшаются головные и спинные боли, улучшаются пищеварение и сон и повышается настроение.
На ранних стадиях изучения новых техник избегайте сложных движений. Если это необходимо, разбейте сложное движение на несколько простых элементов. Постарайтесь построить свой учебный процесс так, чтобы выполнение простых движений было для вас приятным, а не превращалось в нудную работу. Когда выполнять движение легко и приятно, вам не придется заставлять себя повторять его снова и снова. Незаметно для вас такая тренировка станет частью вашей жизни. Важно воспитывать мозг, не изнуряя при этом мышцы. Пусть естественность движений поможет мозгу самому определить, что наиболее приемлемо для тела, и тогда он станет управлять каждой частью тела с максимальной эффективностью. Когда мозг полностью осознает, какую работу требуется выполнить телу, он самостоятельно выберет такой способ действий, который окажется для тела наиболее продуктивным.
Несмотря на то, что установочные упражнения вашего стиля разработаны другими людьми, вы должны найти собственный способ их выполнения, не заставляя себя имитировать действия инструктора и не сравнивая себя с другими. Вы должны сами знать, что для вас лучше. Благодаря своему более чем сорокалетнему жизненному опыту вы уже обладаете достаточным количеством информации, чтобы самостоятельно принимать решения о том, как действовать с наибольшей эффективностью. Не стремитесь усложнять то, что делаете. Проникайте в суть вещей и событий. Трезво оценивайте свои силы. Используйте любую возможность для формирования более целостного представления о себе.
Работайте над повышением качества выполнения действий. Прислушивайтесь к своему телу. Позвольте мозгу и телу взаимодействовать свободно, как можно меньше осознанно вмешиваясь в их работу.
СЛАГАЕМОЕ ОДИННАДЦАТОЕ: Повышение энергетического уровня
Энергия определяет способность выполнять работу. Она является источником жизненных сил человека. Это тот признак, что отличает одушевленные предметы от неодушевленных. Умереть — значит, превратиться в тело, лишенное энергии.
Энергия существует двух типов: видимая и невидимая. Видимой энергией является та, что движется по телу и может быть прослежена, например, кровь или нервные импульсы. Невидимая энергия также пронзает собой все тело, однако ее структура и функциональное назначение остаются невидимыми и неизмеримыми для нетренированного сознания.
Физическими упражнениями можно повысить уровень как видимой, так и невидимой энергий. Видимая энергия осязаема, и каждый сам в состоянии ощутить, обладает ли он ею. Невидимая энергия абстрактна, и, чтобы пользоваться ею на практике, необходимо понимать, что она собой представляет.
Теория невидимой энергии раскрывается в философии даосизма. Согласно постулатам даосизма, вселенная была создана из Великой Пустоты, бесформенной и невидимой субстанции, состоящей из невидимой энергии. Все сущее во вселенной возникает из этой энергии и возвращается в нее, пройдя до конца свой жизненный путь. Эта изначальная энергия не имеет временных и пространственных координат. Она состоит из двух самостоятельных, но взаимодополняющих элементов, которые называются инь и ян.
Инь и ян представляют собой противоборствующие силы, действующие друг против друга и в то же время содержащие в себе свою противоположность. Каждая из этих сил находится в постоянном процессе превращения в свою противоположность, в непрекращающемся процессе сжатия и расширения. Эти непрерывные взаимоотношения между противоборствующими силами оказывают непосредственное влияние на все явления окружающего мира. Каждая из сил контролирует, уравновешивает и гармонизирует другую.
Когда между двумя силами устанавливается состояние равновесия, человек чувствует себя здоровым. Когда в их отношениях наступает дисгармония, возникают заболевания. Поэтому достижение равновесного состояния этих двух сил является главным требованием для повышения энергетического уровня. Равновесие обеспечивает свободный и непрерывный поток энергии. Если равновесие между физическим, эмоциональным и духовным нарушается, человек чувствует себя возбужденным или подавленным.
Чтобы управлять внутренней энергией, вы должны научиться жить в согласии с окружающим миром. Вы не сможете решить все проблемы к своей жизни, но вам вполне по силам изменить свое отношение к ним, и тогда вы сохраните те истинные качества, которые определяют вашу личность.
СЛАГАЕМОЕ ДВЕНАДЦАТОЕ: Развитие спонтанности движений
Одна из наиболее важных целей занятий любым видом спорта или боевых искусств заключается в том, чтобы обрести максимальную свободу движений. Свобода движений подразумевает вашу способность тонко чувствовать любое свое движение от легчайшего вздоха до активного противодействия сопернику. Спонтанность движений возникает тогда, когда вы освобождаетесь от сковывающих ваше тело препятствий и воздействующих на движения физических сил: силы тяжести и инерции. Поэтому вашим первым шагом должно быть избавление от заученных движений и использование движений спонтанных, рождаемых внутренними
импульсами и определяемых внутренними возможностями самого тела. В теле человека постоянно происходят миллиарды микродвижений, на которые он не может влиять осознанно. Строго говоря, мы движемся всегда, даже когда спим.
Развитием спонтанных движений можно заниматься на совместной тренировке с партнером. Вы сможете достичь наилучших результатов, если постоянно будете держать в уме два основных требования: ощущать себя как текущую и изменчивую субстанцию и не прекращать импровизировать. Вы должны сосредоточиться не только на собственных действиях, но и на действиях своего партнера. Старайтесь уловить движения своего тела, которые производятся благодаря или вопреки силе тяжести и инерции. Прочувствуйте свои внутренние ощущения при выполнении движений и на их основании переконструируйте движения таким образом, чтобы они максимально соотносились с движениями вашего партнера.
Попытайтесь выполнять удары руками, ногами и захваты. Используя инерцию, двигайтесь согласованно с движениями партнера, а не стремитесь контролировать его с помощью силы. Не прекращайте перемещаться, спонтанно меняя дистанцию и точки нанесения ударов.
Тренировка спонтанности движений позволит вам увидеть и ощутить себя единым и гармоничным целым, состоящим из физического, эмоционального и духовного компонентов. Вы станете меньше внимания обращать на то, как выглядите по сравнению с другими спортсменами, вследствие чего в вас в итоге разовьется чувство единения с другими. Развитие спонтанности движений поможет вам избавиться от страха перед ситуациями, предполагающими физический контакт. Вы станете получать удовольствие от занятий. Они разбудят в вас творческие и созидательные устремления. Поскольку спонтанности движений невозможно достичь без способности сохранять равновесие в самых неожиданных ситуациях, это заставит мозг активнее использовать свои резервы.
В процессе тренировки спонтанности движений вы глубже сумеете осознать свои индивидуальные особенности. Вы обнаружите, что представляете собой как личность — ведущий вы или ведомый, инициатор или исполнитель. Вы научитесь полагаться на свою силу и максимально увеличивать эффективность движений, не подвергая при этом риску собственную безопасность. Вы изнутри наполните жизнью свои действия, что позволит вам ярче выражать в движении свою индивидуальность.
Со временем вы станете способны изобретать новые и непредсказуемые движения и варьировать ритм их исполнения. Ученые утверждают, что движения такого рода оказывают на мозг значительно более стимулирующее воздействие, нежели движения предопределенные или запланированные. Научившись выполнять движения спонтанно, вы избавитесь от скованности и сможете в полной мере использовать все возможности своего безграничного физического потенциала.
"Боевые искусства после 30" – Санг Х.Ким. "Феникс" 2003г. 350с.
Слагаемые мастерства
По мере взросления и накопления опыта вы можете обнаружить, что в большинстве книг о боевых искусствах рассматриваются в основном вопросы практической направленности и отсутствует нечто более глубокое и сокровенное, что теперь вызывает у вас особый интерес. Это нормальное явление — если раньше вы полностью удовлетворялись изучением приемов и техник, то с возрастом вы все чаще и чаще начинаете заглядывать внутрь себя, искать смысл и значение феноменов, которые раньше не затрагивали вашего внимания. Слагаемые мастерства представляют собой понятия, стоящие выше техник, и вместе с тем они являются самой сутью техник.
Каждое слагаемое есть универсальная концепция, теория или правило, в равной степени применимое ко всем стилям боевых искусств и даже к любому виду человеческой деятельности. Не следует рассматривать их в каком-то определенном порядке или пытаться понять в буквальном смысле. Понимание придет, когда вы будете к нему готовы, когда вы достигнете нужного пункта назначения в своем путешествии по стране боевых искусств. Пока этого не произошло, просматривайте Слагаемые выборочно, прочитывайте то, которое по каким-то причинам покажется вам ближе, которое привлечет или заинтригует вас своим названием (но не более одного в день), и, не торопясь, обдумывайте. Некоторые положения покажутся вам простыми и очевидными. Другие представятся непостижимыми и бессмысленными. Не отвергайте их и не выносите поспешных суждений. Размышляйте о прочитанном, не сковывая себя предубеждениями. Попытайтесь применить на практике, понять и использовать то, что вы узнали. Подтвердите или опровергните предлагаемую концепцию на тренировке.
Выверните ее наизнанку и поставьте с ног на голову. Загляните вглубь и примерьте к себе. А потом перестаньте думать о ней и подождите. Понимание придет, когда вы будете к нему готовы.
СЛАГАЕМОЕ ПЕРВОЕ: Непротивление подсознанию
Прежде чем приступить к физической деятельности, несколько секунд постойте, посидите или полежите с закрытыми глазами. Просто подождите, прислушиваясь к импульсам, внутренним ощущениям, звукам или энергетическим потокам, которые спонтанно возникают в самых потаенных глубинах вашего подсознания. К мыслям, чувствам и образам, зарождающимся в подсознании и проникающим из него в сознание. Позвольте им руководить вашими движениями. Отдайтесь неосознанному выполнению движений, не пытаясь сознательно контролировать их.
Когда вы перестанете контролировать движения, вы сможете понять, как предпочитает двигаться само ваше тело. Сдерживая сознание и распахнув двери перед подсознанием, вы позволите неестественным и неэффективным прежде движениям превратиться в движения новые, точные, гибкие, продуктивные. Спонтанностью движений вы сможете компенсировать присущие вам физические ограничения, превозмочь боль и преодолеть возможную апатию к тренировочным занятиям.
Каждый раз, выполняя любое движение, не превращайте его в просто механическое действие, а наполняйте всей своей жизненной энергией. Прочувствуйте, какие ощущения пробуждают в вас те или иные движения. Не пытайтесь сознательно осмыслить их. Распахните разум и исследуйте каждую открывшуюся перед вами возможность, которой раньше вы были лишены. Чутко прислушивайтесь к своим внутренним импульсам. Оставайтесь собой и не пытайтесь стать тем, кем вас хотел бы видеть кто-то другой. Примите себя таким, каков вы есть. Позвольте себе воспользоваться всеми богатствами своего внутреннего мира. Позвольте своему духу слиться воедино с телом. Позвольте вашим движениям осознать подсознательное. Отдайтесь тому, что возникает в глубинах вашего подсознания, и следуйте ему, не внося изменений и поправок.
СЛАГАЕМОЕ ВТОРОЕ: Универсальная концентрация
Когда вы действуете с максимальной эффективностью, напряжение, страх и боль не оказывают на вас ни малейшего влияния. Вы руководствуетесь лишь знанием того, что вам необходимо выполнить начатое дело. Чтобы достичь такого состояния, вы должны развить в себе особое ощущение, позволяющее выходить на новые уровни восприятия в мышлении, чувствах и движениях. Это особое ощущение называется универсальной концентрацией. Оно помогает сохранять идеальную уравновешенность движений и перемещаться с удивительной легкостью. Обладая универсальной концентрацией, вы чувствуете себя максимально расслабленным, координированным, собранным и практически невосприимчивым к травмам.
Это ощущение позволяет преодолевать недостижимые ранее рубежи и способствует повышению творческого потенциала. Мозг, находясь в режиме универсальной концентрации, за долю секунды способен проанализировать состояние каждой системы организма и отдать идеальную команду на выполнение действия, то есть максимально эффективно проявить себя в движении. В этом состоянии, кроме того, вы получаете возможность преодолевать любые препятствующие восприятию преграды, проникая мысленным взором за ограничивающие зрение пределы.
СЛАГАЕМОЕ ТРЕТЬЕ: Избавление от привычек
Нет сомнений в том, что все ваши действия зависят от того, насколько свободно вы умеете двигаться. Учитывая, что конечной целью изучения боевых искусств является обретение полной свободы, можно сказать, что вы не достигнете ее, пока не устраните окончательно все мешающие вашим движениям препятствия.
Чем больше вы аккумулируете знания о техниках, составляющих изучаемый вами стиль, тем больше они вас связывают. Чем больше привычек вы приобретаете, тем меньше свободы движений остается у вашего тела. Следовательно, первостепенное значение для решения поставленных вами перед собой задач имеет избавление от привычных схем, ограничивающих ваши движения и мысли. Избавление от привычек является процессом самовоспитания, позволяющим вам лучше узнать себя и полностью раскрыть собственный потенциал.
Рассматривая учебный процесс с этой точки зрения, можно утверждать, что изучение новых техник должно быть не сбором информации о них, а поступательным процессом осмысления новых знаний и определения из всей их массы того, что приемлемо лично для вас. Обучение должно стать процессом не пассивного накапливания новых сведений, а их активного применения на практике.
Тренировочный процесс не должен быть связан обилием ограничений. Не переставайте исследовать новые возможности своего двигательного потенциала и пробовать новые пути в мышлении и самовыражении. Обогатить себя духовно и физически вы сможете лишь в том случае, если не побоитесь шагнуть за границы изведанного. Ограничивая свое мышление, вы тем самым ограничиваете и свои двигательные возможности. Позволяя себе двигаться свободно, вы освобождаете и разум. Раскованность сознания ведет к рас ко ванн ости в движениях.
Организуйте свой тренировочный процесс таким образом, чтобы восполнить им то, чего не хватает вам в жизни. Исследуйте но вые возможности того, что вам уже известно. Каждое движение разбейте на маленькие элементы, чтобы помочь тем самым своей нервной системе прочувствовать новые для нее задачи, свыкнуться с ними и в конечном итоге преобразовать в функциональные схемы, созданные лично вами.
В ваших действиях возникнет плавность, когда вы пересмотрите и реорганизуете свои способы мышления и движения. Старайтесь выполнять движения так, как стремится это сделать само ваше тело, и не оказывайте на него давления, пытаясь добиться ожидаемого вами результата. Достичь этого вы сможете в том случае, если будете прислушиваться к собственным ощущениям и избавите себя от внутреннего напряжения, неизбежного" при стремлении в чем-то превзойти тренирующихся рядом с вами спортсменов. Проще говоря, оставайтесь самим собой. Глубже познайте самого себя.
СЛАГАЕМОЕ ЧЕТВЕРТОЕ: Формирование новых моделей движения
Старайтесь осознать, что происходит в вашем теле, когда вы двигаетесь. Избегайте выносить поспешные и предвзятые суждения о техникам и движениях. Забудьте о том, чему вы учились и что, по вашему мнению, от вас требуется сделать.
Вместо того чтобы стремиться выполнить целенаправленное и привычное движение, дайте ему возможность сформироваться самостоятельно. Это позволит вам прочувствовать, где возникает и образуется движение, и понять, как реагирует на него ваше тело. Вы сможете уловить те бессознательные импульсы, которые управляют вашим движением, и увидеть его изнутри мысленным взором, если, забыв о «надо» и «должен», отдадитесь свободе естественногосамовыражения.
СЛАГАЕМОЕ ПЯТОЕ: Мысленное представление движений
Чтобы повысить качество проведения техник, вы должны по-новому взглянуть на процесс выполнения движений. Все двигательные модели, состоящие из движений мышц и костей, управляются нервной системой. Несбалансированные мышечные движения могут стать причиной травм мягких тканей и суставов. Кроме того, они существенно снижают радиус действий и качественный уровень выполнения техник.
Вы можете проверить свою способность восприятия движений, если встанете прямо, расслабитесь и представите, что все ваше тело пронизано двигательными линиями, реагирующими на то или иное перемещение. Перенесите вес тела на левую ногу, а потом на правую. Присядьте на корточки и выпрямитесь. Затем наклоните корпус вперед и отклоните его назад. В каждом из принимаемых вами положений существует особая зона, в которой вы чувствуете себя наиболее уверенно.
Найти точные физические координаты тела в более сложных движениях вы сможете с помощью следующих последовательных действий, которые дадут вам возможность оценить и откорректировать двигательные линии тела:
1) Соотнесите принятую полу с положением скелета.
Обратите внимание на расположение всех частей тела и максимально расслабьте каждую из них. Не напрягая голову, держите ее строго над позвоночником, плечи опустите и разверните. Опустите грудную клетку, спину расслабьте и выпрямите.
2) Уравновесьте части тела и примите правильную стойку.
Сначала, сохраняя статичное положение, примите позу, наиболее соответствующую тем действиям, которые собираетесь предпринять. Затем следите за сохранением равновесия в движении, когда ваш вес постоянно перемещается в пространстве.
3 ) Добейтесь независимых движений каждой чисти тела.
Приняв верную позу и уравновесив все части тела, вы можете,
расслабившись, проникнуть на более глубокий уровень сознания. Следите, чтобы ни одна часть тела не испытывала напряжения в движении. Ощущая каждую часть тела отдельно и во взаимодействии, вы испытаете ни с чем не сравнимое чувство свободы в Движении, жизни и созидании.
4 ) Двигайтесь экономно.
5) Высвободите энергию.
Высвобождение энергии есть раскрытие, опустошение, игра, падения, прыжки, вращения, взлеты и ожидание. Оно дает возможность выхода старой энергии и наполняет вас новой энергией. Высвобождение энергии снимает напряжение.
У каждого движения есть идеальное для него пространственное направление. Мысленно представляя себе процесс выполнения определенного движения, вы возбуждаете в соответствующих нервных каналах импульсы и направляете их в мышцы, которые совершают это движение. Сочетая мысленные представления с практической отработкой действия, вы можете научить нервную систему отдавать точные команды на выполнение движения соответствующим мышцам.
Мысленное представление движений является эффективным способом сохранения уравновешенного расположения всех частей тела и, соответственно, способствует более четкому и точному выполнению действий. Вы должны научиться видеть явления, недоступные глазу, но, тем не менее, существующие и влияющие на качество выполнения вами техник. Чем больше вы будете пользоваться мысленным представлением движений, тем эффективнее сможете владеть своим телом.
СЛАГАЕМОЕ ШЕСТОЕ: Проявление внутреннего во внешнем
Расхожее выражение "поступки говорят громче слов" справедливо и для боевых искусств. Ваши действия способны многое рассказать о том, что вы из себя представляете. Ваше тело является физическим проявлением вашего внутреннего мира. В вашей манере двигаться обнажаются доминантные характеристики вашей личности.
Определите те элементы двигательных моделей, в которых отражается ваша индивидуальность. Осознайте уникальность присущего только вам способа выполнения действий. Прочувствуйте, какие техники вы предпочитаете и где возникают движения при их выполнении.
Под каким углом вы любите проводить определенную технику? Резки или плавны обычно ваши действия? Исследуйте основные принципы структуры движения и их цели. А затем дайте движению состояться, не оказывая на него сознательного воздействия. Не стремитесь управлять техникой, но и не позволяйте ей подчинить вас. Не существует идеального движения, как не существует единственного способа выполнить действие. Будьте свободны, оставаясь самим собой.
СЛАГАЕМОЕ СЕДЬМОЕ: Анализ индивидуальных двигательных моделей
Внимательно наблюдая за своими движениями и анализируя возникающие при этом ощущении, вы без труда обнаружите, что каждое движение обладает своими отличительными признаками и рисунком, независимо от того, насколько простым оно может быть. Индивидуальными свойствами каждого движения являются время, пространство, масса и течение. Время движения может быть сжатым или продолжительным. Пространство представляет собой то расстояние, на которое перемещается ваше тело. Масса — это ваш вес, который может быть тяжелым или легким. Течение движения бывает свободным или ограниченным. Каждому движению присущи различные степени всех четырех перечисленных составляющих.
Кроме того, вы можете разбить каждое движение на отдельные элементы, например: как вы проявляете свои намерения, как переносите вес тела, как начинаете движение, как используете свое пространственное восприятие, насколько плавно перемещаетесь, 'каков ритм вашего дыхания, насколько координировано и точно ваше движение. Наблюдение представляет собой действенный способ управления телом. Оно позволяет улучшить не только физические показатели, но и эффективность, легкость и выразительность движения. Ваши движения станут более продуктивными, если вы будете активнее использовать в них Глубокие мышечные группы, позволяющие выполнять действия большего радиуса и пространственной глубины.
Когда вы поймете значение каждого из этих элементов и начнете сознательно пользоваться ими, ваши движения станут раскованными и свободными, а все части тела будут действовать как единое целое, выполняя все требуемые движения в одном неразрывном потоке.
СЛАГАЕМОЕ ВОСЬМОЕ: Типы движений
В боевых искусствах типы движений подразделяются на пять категорий. Знание характеристик каждой категории позволит вам анализировать собственные движения и вносить в них необходимые коррективы для повышения качества их выполнения.
1) Расширение
Движения расширения характеризуются асимметричностью формы и выполняются по прямым траекториям под косыми углами в направлении от себя. Это наиболее часто используемые движения в практике боевых искусств. В движениях расширения, особенно в бросках, проявляются напористость, концентрация и выделение энергии. Выдох при выполнении движения расширения наделяет его дополнительной мощью.
2) Сокращение
Сокращения присутствуют в движениях, направленных к себе. Примерами движений сокращения могут быть действия, выполняемые на силовых тренировках, и проведение техник захватов. Сила в движениях сокращения увеличивается за счет укорачивания мышц. Вдох при выполнении движений сокращения обеспечивает их дополнительной мощью.
3) Равновесие
Строго говоря, какое бы движение вы ни выполняли одной стороной тела, в нем обязательно будет участвовать и противоположная
сторона. Когда вы совершаете движение левой рукой или ногой, правая рука или нога также участвуют в этом движении. Это же справедливо и для движений вперед и назад, а также для движений верхней или нижней частей корпуса. Сохранение равновесия является доминирующим требованием при ходьбе, беге, ударах ногами, маневрировании, борьбе в стойке и бросках. В состоянии равновесия падает напряжение в мышцах и расслабляются суставы. Без уравновешивающих действий в движении ваши техники станут скованными и неуклюжими, потребуют большего количества энергии и разрушат слаженный ритм выполнения действия.
4) Форма
Каждое движение обладает собственной формой. Техники, которые вы выполняете одной стороной тела, обязательно отражаются и на другой его стороне. Таким образом формируется целостный рисунок движения. Рисунок определяет уникальную форму движения, которая может быть верной или неверной. От формы движения зависит, как вы переносите и располагаете свой вес, когда перемещаетесь в горизонтальной или вертикальной плоскости. Форма движения обусловливает принимаемую позу. Она же предопределяет высоту, ширину и угол стойки, а также взаимное расположение всех частей тела. Правильная форма движения означает, что каждая часть вашего тела занимает строго отведенное для нее место, ваша стойка уверенная, вы сохраняете гибкость и способны выполнить движение максимального радиуса и глубины. Если форма вашего движения неверна, утрачивается стройное расположение частей тела и возрастает риск травматизма. Основные движения стилей, ката, являются примерами движений идеальной формы.
5) Падение
Падения представляют собой движения уклонения. Они непосредственно связаны с силой тяжести и действием рычага. Когда вы падаете, старайтесь обрести текучесть жидкости. Устранив мышечное напряжение и расслабив сознание, вы можете сделать свое тело настолько мягким, что сократите до минимума последствия удара о землю.
СЛАГАЕМОЕ ДЕВЯТОЕ: Экономичность действий
Каждый спортсмен, занимающийся боевыми искусствами, в работе над формированием своего тела стремится достичь того универсального уровня его развития, который позволял бы ему естественно и свободно выполнять самые разнообразные действия. Чтобы выйти на эту степень развития, вы должны научиться анализировать модели своих движений и определять их функциональные и структурные особенности. Эти особенности затем следует переконструировать таким образом, чтобы они соответствовали вашим нуждам.
Кинетическая экономичность достигается развитием сбалансированного использования мышц с целью облегчения каждого движения. Фундаментальным требованием в этом случае является способность так изменить движение, чтобы без усилий выходить из статичного положения. Каждое движение управляется тремя основными центрами контроля: торсом, руками и ногами. Выполняя движения, наблюдайте за собой в зеркале и старайтесь определить, какая часть вашего тела контролирует каждый отдельный элемент движения. Важнейшую роль в практическом выполнении техник играет положение таза. Анализируя движения, сосредоточьтесь на сохранении таза в нейтральном положении, при котором основные мышечные группы поддерживают позвоночный столб и стабилизируют торс.
Кроме того, экономичности движений можно добиться увеличением радиуса действия, корректированием взаимного расположения частей тела, а также контролированием распределения веса тела и расхода энергии. Нет смысла в том, чтобы бездумно повторять сотни раз одну и ту же технику. Значительно полезнее выполнить ее пять-десять раз медленно, вдумчиво, терпеливо,
обращая внимание на ритм и плавность движений.
Отрабатывая каждую технику, сосредоточивайтесь на сохранении правильного положения тела, на поддержании точного ритма и контроле дыхания. Это поможет вам определить, какие мышцы используются для того, чтобы все части тела оставались в движении полностью уравновешенными и действовали как единое целое. Анализ моделей движений и контролирование правильности их выполнения позволят вам в конечном итоге существенно повысить экономичность действий и качественный уровень выполнения техник.
СЛАГАЕМОЕ ДЕСЯТОЕ: Взаимосвязь сознания и тела
Человеческое тело состоит из определенным образом связанных между собой частей. Когда вы отдыхаете или выполняете физические упражнения, вам необходимо сориентировать эти части таким образом, чтобы до минимума снизить нагрузку на какую-то отдельную мышечную группу. Вес каждой части тела определенным образом соотносится с весом всего тела (точные пропорции несколько варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей человека). Например, вес торса составляет приблизительно 44% от веса всего тела, каждого бедра — 10%, головы — 6%, голени — 5%, плеча — 4%, предплечья — 3%, стопы — 2% и кисти руки — 1 %.
Когда вы выполняете обычные повседневные действия, ваш мозг автоматически выбирает наиболее простой и эффективный способ синхронизации всех частей тела таким образом, чтобы они двигались в унисон. Если же вы выполняете определенные физические упражнения, мозг оказывается перед необходимостью заново оценить и синхронизировать каждое требуемое движение, поскольку новая физическая активность предоставляет ему новую информацию, нуждающуюся в обработке. В процессе изучения движения мозг разбивает его на функциональные сегменты для установления связей между корой головного мозга и мышечной системой.
Без развития взаимодействия между мозгом и нервной системой невозможно добиться качественного улучшения движений. И напротив, чем более полно используете вы свою мышечную систему, тем эффективнее тренируете мозг, побуждая его думать и чувствовать. Когда эти взаимосвязанные процессы набирают силу, ваше дыхание становится более глубоким, повышается живость ума, увеличиваются вырабатывание энергии, гибкость и радиус движений, уменьшаются головные и спинные боли, улучшаются пищеварение и сон и повышается настроение.
На ранних стадиях изучения новых техник избегайте сложных движений. Если это необходимо, разбейте сложное движение на несколько простых элементов. Постарайтесь построить свой учебный процесс так, чтобы выполнение простых движений было для вас приятным, а не превращалось в нудную работу. Когда выполнять движение легко и приятно, вам не придется заставлять себя повторять его снова и снова. Незаметно для вас такая тренировка станет частью вашей жизни. Важно воспитывать мозг, не изнуряя при этом мышцы. Пусть естественность движений поможет мозгу самому определить, что наиболее приемлемо для тела, и тогда он станет управлять каждой частью тела с максимальной эффективностью. Когда мозг полностью осознает, какую работу требуется выполнить телу, он самостоятельно выберет такой способ действий, который окажется для тела наиболее продуктивным.
Несмотря на то, что установочные упражнения вашего стиля разработаны другими людьми, вы должны найти собственный способ их выполнения, не заставляя себя имитировать действия инструктора и не сравнивая себя с другими. Вы должны сами знать, что для вас лучше. Благодаря своему более чем сорокалетнему жизненному опыту вы уже обладаете достаточным количеством информации, чтобы самостоятельно принимать решения о том, как действовать с наибольшей эффективностью. Не стремитесь усложнять то, что делаете. Проникайте в суть вещей и событий. Трезво оценивайте свои силы. Используйте любую возможность для формирования более целостного представления о себе.
Работайте над повышением качества выполнения действий. Прислушивайтесь к своему телу. Позвольте мозгу и телу взаимодействовать свободно, как можно меньше осознанно вмешиваясь в их работу.
СЛАГАЕМОЕ ОДИННАДЦАТОЕ: Повышение энергетического уровня
Энергия определяет способность выполнять работу. Она является источником жизненных сил человека. Это тот признак, что отличает одушевленные предметы от неодушевленных. Умереть — значит, превратиться в тело, лишенное энергии.
Энергия существует двух типов: видимая и невидимая. Видимой энергией является та, что движется по телу и может быть прослежена, например, кровь или нервные импульсы. Невидимая энергия также пронзает собой все тело, однако ее структура и функциональное назначение остаются невидимыми и неизмеримыми для нетренированного сознания.
Физическими упражнениями можно повысить уровень как видимой, так и невидимой энергий. Видимая энергия осязаема, и каждый сам в состоянии ощутить, обладает ли он ею. Невидимая энергия абстрактна, и, чтобы пользоваться ею на практике, необходимо понимать, что она собой представляет.
Теория невидимой энергии раскрывается в философии даосизма. Согласно постулатам даосизма, вселенная была создана из Великой Пустоты, бесформенной и невидимой субстанции, состоящей из невидимой энергии. Все сущее во вселенной возникает из этой энергии и возвращается в нее, пройдя до конца свой жизненный путь. Эта изначальная энергия не имеет временных и пространственных координат. Она состоит из двух самостоятельных, но взаимодополняющих элементов, которые называются инь и ян.
Инь и ян представляют собой противоборствующие силы, действующие друг против друга и в то же время содержащие в себе свою противоположность. Каждая из этих сил находится в постоянном процессе превращения в свою противоположность, в непрекращающемся процессе сжатия и расширения. Эти непрерывные взаимоотношения между противоборствующими силами оказывают непосредственное влияние на все явления окружающего мира. Каждая из сил контролирует, уравновешивает и гармонизирует другую.
Когда между двумя силами устанавливается состояние равновесия, человек чувствует себя здоровым. Когда в их отношениях наступает дисгармония, возникают заболевания. Поэтому достижение равновесного состояния этих двух сил является главным требованием для повышения энергетического уровня. Равновесие обеспечивает свободный и непрерывный поток энергии. Если равновесие между физическим, эмоциональным и духовным нарушается, человек чувствует себя возбужденным или подавленным.
Чтобы управлять внутренней энергией, вы должны научиться жить в согласии с окружающим миром. Вы не сможете решить все проблемы к своей жизни, но вам вполне по силам изменить свое отношение к ним, и тогда вы сохраните те истинные качества, которые определяют вашу личность.
СЛАГАЕМОЕ ДВЕНАДЦАТОЕ: Развитие спонтанности движений
Одна из наиболее важных целей занятий любым видом спорта или боевых искусств заключается в том, чтобы обрести максимальную свободу движений. Свобода движений подразумевает вашу способность тонко чувствовать любое свое движение от легчайшего вздоха до активного противодействия сопернику. Спонтанность движений возникает тогда, когда вы освобождаетесь от сковывающих ваше тело препятствий и воздействующих на движения физических сил: силы тяжести и инерции. Поэтому вашим первым шагом должно быть избавление от заученных движений и использование движений спонтанных, рождаемых внутренними
импульсами и определяемых внутренними возможностями самого тела. В теле человека постоянно происходят миллиарды микродвижений, на которые он не может влиять осознанно. Строго говоря, мы движемся всегда, даже когда спим.
Развитием спонтанных движений можно заниматься на совместной тренировке с партнером. Вы сможете достичь наилучших результатов, если постоянно будете держать в уме два основных требования: ощущать себя как текущую и изменчивую субстанцию и не прекращать импровизировать. Вы должны сосредоточиться не только на собственных действиях, но и на действиях своего партнера. Старайтесь уловить движения своего тела, которые производятся благодаря или вопреки силе тяжести и инерции. Прочувствуйте свои внутренние ощущения при выполнении движений и на их основании переконструируйте движения таким образом, чтобы они максимально соотносились с движениями вашего партнера.
Попытайтесь выполнять удары руками, ногами и захваты. Используя инерцию, двигайтесь согласованно с движениями партнера, а не стремитесь контролировать его с помощью силы. Не прекращайте перемещаться, спонтанно меняя дистанцию и точки нанесения ударов.
Тренировка спонтанности движений позволит вам увидеть и ощутить себя единым и гармоничным целым, состоящим из физического, эмоционального и духовного компонентов. Вы станете меньше внимания обращать на то, как выглядите по сравнению с другими спортсменами, вследствие чего в вас в итоге разовьется чувство единения с другими. Развитие спонтанности движений поможет вам избавиться от страха перед ситуациями, предполагающими физический контакт. Вы станете получать удовольствие от занятий. Они разбудят в вас творческие и созидательные устремления. Поскольку спонтанности движений невозможно достичь без способности сохранять равновесие в самых неожиданных ситуациях, это заставит мозг активнее использовать свои резервы.
В процессе тренировки спонтанности движений вы глубже сумеете осознать свои индивидуальные особенности. Вы обнаружите, что представляете собой как личность — ведущий вы или ведомый, инициатор или исполнитель. Вы научитесь полагаться на свою силу и максимально увеличивать эффективность движений, не подвергая при этом риску собственную безопасность. Вы изнутри наполните жизнью свои действия, что позволит вам ярче выражать в движении свою индивидуальность.
Со временем вы станете способны изобретать новые и непредсказуемые движения и варьировать ритм их исполнения. Ученые утверждают, что движения такого рода оказывают на мозг значительно более стимулирующее воздействие, нежели движения предопределенные или запланированные. Научившись выполнять движения спонтанно, вы избавитесь от скованности и сможете в полной мере использовать все возможности своего безграничного физического потенциала.
"Боевые искусства после 30" – Санг Х.Ким. "Феникс" 2003г. 350с.
#43
Отправлено 01 августа 2008 - 08:01
!ОС
Надо купить эту книжку.
Надо купить эту книжку.
#44 *_Гость_*
Отправлено 16 ноября 2008 - 06:55
Кипарис
А как Вы относитесь к препаратам,которые раслабляют скелетную мускулатуру?
Говорят они помогают при болях в позвоночнике.
А как Вы относитесь к препаратам,которые раслабляют скелетную мускулатуру?
Говорят они помогают при болях в позвоночнике.
#45
Отправлено 04 декабря 2008 - 12:01
!ОС
Надо купить эту книжку.
Не надо
Читал я этого автора Кореец, живущий и преподающий в Америке.
Даром потраченное время. И это - не первая его книга. Просто мастер деньги зарабатывает.
#46
Отправлено 04 декабря 2008 - 06:39
ОС!!ОС
Надо купить эту книжку.
Не надо
Читал я этого автора Кореец, живущий и преподающий в Америке.
Даром потраченное время. И это - не первая его книга. Просто мастер деньги зарабатывает.
Арегато!
Буду ждать появления ее в электронном варианте.