Перейти к содержимому


Фотография

Ката Санчин (kata Sanchin)


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 79

#21 legioner

legioner

    LEGIO PATRIA NOSTRA

  • Старейшины
  • 1 330 сообщений
Репутация: 3
Обычный

Отправлено 02 июля 2008 - 09:14

Методика отработки ката Сантин

ВВЕДЕНИЕ

Методика отработки ката Сантин

Данная статья призвана рассказывать не о пользе ката Сантин и не о том, как его надо выполнять. Об этом уже сказано и написано достаточно много. Задача материала - показать последовательность и методику изучения данного упражнения. Дело в том, что неправильный подход к отработке ката Сантин приводит к проблемам со здоровьем, начиная от геморроя и заканчивая гипертонией, а также попросту снижает его пользу. Что бы избежать негативных эффектов следует помнить:


лучше всего выполнять в 4-6 часов утра и ни в коем случае не на ночь или перед сном. Сантин требует больших моральных и физических напряжений, а после них организму нужно время для возвращения в нормальное состояние. В противном случае, это может привести к бессоннице и нервной депрессии;


не выполнять ката сразу после еды или на голодный желудок;


обязательна разминка суставов особенно ног;


использовать упражнения, разогревающие мышцы, например быстрые приседания и отжимания;


нельзя переходить к следующему этапу, пока достаточно хорошо не освоен предыдущий;


доверять симэ (тестирование) только подготовленному инструктору;


при оказании сопротивления ассистент должен помнить, что усилие выполняющего не должно портить его технику, а, следовательно, давление оказывается строго дозировано;


все упражнения, связанные с напряжением, выполняются в двух вариантах, сначала на выдохе происходит напряжение мышц, над которыми идёт работа, а на вдохе расслабление, затем выполняется более сложный вариант, когда на вдохе мышцы не расслабляются, а остаются в том же положении, при следующем же выдохе напрягаем их ещё сильнее;


при силовых упражнениях нужно уделять особое внимание правильному дыханию и при этом ни в коем случае не напрягать мышцы, расположенные на голове и около (мышцы лица, шеи);

В связи с вышесказанным немного о гипертонической болезни. Данное заболевание сердечно-сосудистой системы связано с постоянно повышенным артериальным давлением. Одна из причин приводящая к ней – это сужение сосудов, идущих к головному мозгу. Когда мышцы головы напрягаются, они прижимают кровеносные сосуды к черепной коробке, что приводит к их пережатию. При частых и продолжительных напряжениях мозг человека привыкает к подобным перегрузкам и продолжает поддерживать высокое давление, что и приводит к гипертонии. Исключив перенапряжение головы, в ката Сантин Вы исключите и это заболевание.


Теперь перейдём к самому ката.

ОТРАБОТКА СТОЙКИ

Всё начинается со ступней. Расположив их на полу (как требует стойка сантин хэйсюгата) выполняем тако-аси (буквально «пальцы осьминога») . На вдохе поднимаем пальцы вверх (за исключением большого), растопыриваем их максимально широко, и на выдохе опускаем на пол, стараясь с силой надавить на поверхность. Во время подъёма концентрируем своё внимание не только на разведении пальцев в стороны, но и на нажатии большим на пол. При опускании стараемся не только с силой надавить ими на поверхность, но и отслеживаем, чтобы они не соединялись. Давление пальцами на пол осуществляем на протяжении всего выдоха, причём с каждой секундой давим всё сильнее.


Методика отработки ката Сантин Методика отработки ката Сантин

После этого переходим непосредственно к ногам. Принимаем стойку сантин хэйсюгата.

Вот как её описывает Хигаонна Морио во втором томе «Traditional karatedo Okinawa Goju Ryu»: «Находясь в сантин-дати, обратите особое внимание на то, чтобы пятка передней ноги располагалась на одной линии с пальцами задней ноги. Для того, чтобы проверить расстояние, не перемещая стопы, опустите колено задней ноги к пятке передней ноги. Если расстояние выбрано правильно, колено и пятка только соприкасаются друг с другом. Стопы захватывают пол, используя тако-аси, при этом в начале движения пальцы раздвигаются на максимальную ширину и затем захватывают пол, проводя укоренение. Это также способствует напряжению мышц ног и ягодиц, подобно тому, как сжатие кулака вызывает напряжение мышц руки. Большие пальцы ног и колени повернуты вовнутрь, колени под согнуты и располагаются на одной вертикальной линии с большими пальцами ног. Сожмите мышцы ануса и ягодиц, одновременно подтягивая яички, при этом вся сила концентрируется в области тандэн. Для того, чтобы правильно выполнять стойку сантин, необходимо держать подбородок слегка опущенным, взгляд направлен вперед. Грудь следует держать раскрытой для того, чтобы не ограничивать дыхание. Позвоночник необходимо держать прямым, плечи опущены».

Для улучшения напряжения мышц ног следует принимать позицию в такой последовательности. Принимаем хидари или миги хэйко-дати, затем выполняем «укоренение» пальцами и начинаем разводить пятки в стороны до правильной Сантин-дати хэйсюгата (при этом пальцы ног плотно прижаты к полу, поэтому становятся как бы вывернутыми наружу).


Методика отработки ката Сантин

Когда Ваши ступни плотно прижаты к полу, вы на выдохе пытаетесь пятки снова сдвинуть в центр и при этом прижать их к полу так, чтобы они не двигались (в результате мышцы голени достигают максимального напряжения и появляется чувство, будто они скручены в жгут). При напряжении мышц бедра особое внимание уделяется внутренней поверхности. Она должна напрягаться так, чтобы сократить расстояние между бёдрами. Для этого нужно не просто напрячь ягодицы (представьте, что вас укололи в них иголкой), а попытаться вывернуть за счёт их напряжения бедра и колени в стороны и в то же время удерживать колени в исходном положении (и здесь должно появиться ощущение скрученности мышц в жгут).

При правильном напряжении ног таз сдвинется вперёд, в результате чего позвоночник в поясничном отделе выпрямится.


Методика отработки ката Сантин

Теперь стоит сказать пару слов о неприятной болезни. Геморрой – расширение венозной сети прямой кишки с последующим её выпадением и защемлением. Одна из причин его возникновения - часто повторяющиеся запоры с длительным натуживанием. Обычно человек для улучшения проходимости ануса расслабляет его мышцы, в результате чего происходит выталкивание прямой кишки. Подобное происходит при неправильном напряжении тела в ката Сантин. Выражается оно в том, что человек, напрягая ноги и ягодицы, забывает или не может напрячь мышцы ануса. Чтобы заставить их напрягаться стоит представить себе ситуацию, когда вам хочется «по большому», а до туалета ещё далеко, ну а для большей наглядности можно между мышцами ягодиц сжимать карандаш.

При напряжении мышц пресса нужно сконцентрироваться на последовательном напряжении сначала мышц нижних пучков, а затем не расслабляя их ещё и верхних. Визуально это будет выглядеть, как будто живот закручивается вверх и внутрь.


Методика отработки ката Сантин Методика отработки ката Сантин

Для начала можно помогать себе руками, совершая вращательные движения внутрь или положа ладони на область тандэн.

Как отметил Хигаонна Морио, плечи в стойке Сантин нужно опустить вниз, а грудную клетку максимально широко раскрыть. Ваше тело должно напоминать меха сжимаемой гармошки и выглядеть как круглый столбик (за счёт этого лёгкие будут наполняться воздухом, и сдуваться, не двигая грудной клеткой).


Методика отработки ката Сантин

Данная позиция не должна нарушаться ни при вдохе, ни при выдохе. Я не останавливаюсь на руках, так как на данном этапе они не участвуют в формировании стойки.

Для лучшего освоения данной позиции можно воспользоваться помощью одного или нескольких партнёров.

После того, как вы приняли правильную сантин-дати, ассистент пытается сдвинуть ваши пятки в разных направлениях, затем пальпацией проверяет напряжение мышц, уделяя особое внимание напряжению внутренней поверхности бедра (его можно проверить, пытаясь просунуть ногу между ног выполняющего вверх, при правильном напряжении мышцы не пустят её), обеим ягодицам и напряжению области тандэн.


Методика отработки ката Сантин

Затем, взяв палку, проверяет прямоту спины и положение ног.


Методика отработки ката Сантин

Проверив таким образом правильность стойки, он давит на грудь или спину, пытаясь наклонить вас, периодически резко ослабляя давление. Выполняющий должен не просто не наклоняться при давлении, а удерживать правильную позицию в момент убирания руки (нельзя сопротивляться ассистенту простым наклоном тела навстречу движению руки). Ассистенты также могут помогать для более качественного напряжения ног. Для этого два помощника берут пояса и тянут ими ступни или колени выполняющего одновременно в разные стороны. Задача - как можно дольше продержаться, не нарушая стойки.


Методика отработки ката Сантин Методика отработки ката Сантин

В данном упражнении можно использовать и большее число ассистентов.


ПЕРЕДВИЖЕНИЕ

Освоив саму стойку сантин, переходим к передвижению. И снова обратимся к объяснению передвижения Хигаонна Морио.

«Важно запомнить, что при выполнении перемещений нельзя отрывать стопы от пола. Движение всегда выполняется в сури-аси (мягкий скользящий шаг, выполняемый по круговой траектории, вперед или назад). При движении вперед или назад, сохраняйте постоянное напряжение мышц и правильную позицию. Двигаясь назад, обращайте особое внимание на то, чтобы не отрывать пятку от земли – это является довольно распространенной ошибкой. При перемещении стопы, двигайтесь так, как будто вы нащупываете что-либо пяткой. Выполняя любые перемещения в ката, следует концентрироваться на работе всех мышц тела.


Методика отработки ката Сантин


1. При передвижении начинающие должны использовать внутреннюю часть стопы (заштрихованная область).


2. Внутренняя часть стопы (заштриховано) плотно контактирует с землей.


3. Для того, что бы добиться устойчивой позиции необходимо: сначала пальцы растопыриваются, а затем, «захватывают» землю. «Захват» должен быть настолько плотным, чтобы возникало ощущение укоренения, подобно дереву, пускающему свои корни в землю».


Начинать отработку передвижения стоит снова со стоп. Для этого во время движения отслеживаем траекторию их движения и правильного соприкосновения подошвы с поверхностью. И только после завершения шага снова начинаем корректировать свою стойку. Следующим этапом будет передвижение с постоянным контролем стойки и напряжения ног, а так же с удержанием нигири-гамэ в руках.


Нигири-гамэ позволяют научиться плавному передвижению, так как надо выполнять шаги, не раскачивая и не разливая воду, залитую в них (или представлять, что в них залита вода, если вы используете заменители), а для этого передвижение должно быть медленное и плавное как у павы. Двигаясь, ступни должны очень плотно прижиматься к поверхности. Ученики Мияги Тёдзюна утверждают, что пол в холодном зале после учителя становился тёплым от трения его ног.

Отрабатывая данную технику, стоит снова обратиться к партнёрам. Ассистент по-прежнему с помощью пальпации проверяет напряжение мышц, следя за тем, чтобы мышцы сгибатели бедра (задняя поверхность) и ягодиц не расслаблялись во время шага, а также прижимает ступни к полу для создания большего сопротивления выполняющему. Заканчивается работа над передвижением хлопками ассистента по плечам.


Методика отработки ката Сантин

Подобное упражнение приучает не отвлекаться на посторонние раздражители, а быть сосредоточенном только на правильном выполнении движении ног и сохранении положения тела. Помощник должен помнить, что хлопки наносятся не по плечевым суставам (во избежание травмы) и не близко к шее (дабы не по пасть по кровеносным сосудам, идущим к голове), а по трапециевидным мышцам спины.


Методика отработки ката Сантин


Удары должны быть не концентрированные, а с оттяжкой, то есть хлёсткие.

РАБОТА РУК

Вернёмся к описанию ката Сантин у Хигаонна Морио.

«При выполнении моротэ тюдан ёко-укэ предплечья развернуты в стороны, локти, согнутые под углом в 90 градусов, располагаются на расстоянии кулака от тела, кулаки расположены немного ниже линии плеч. Кулаки плотно сжаты и слегка развернуты наружу. Вот, что представляет собой стойка сантин.

Выполняя следующее движение – обратное движение руки вдоль тела - оттяните левый локоть назад на максимально возможное расстояние, при этом плечи опущены, локоть отводится назад до ощущения соприкосновения лопаток. Раскройте грудь, выполняя максимально возможный глубокий вдох. Затем, медленно выдыхая, выталкивайте кулак вперед, сохраняя напряжение мышц и используя максимум силы. Вся сила концентрируется на костяшках указательного и среднего пальцев, при этом выполняется выдох с использованием короткого «ха» в момент выдоха. Выдыхая это «ха» необходимо еще сильнее напрячь тандэн и все мышцы тела. Эта последовательность движений повторяется в левосторонней стойке сантин-дати с использованием правой руки и затем, еще раз в правосторонней стойке с использованием левой руки».

Сначала отрабатывается отдельно каждое движение на месте, и только потом всё ката полностью.

Одной из распространённых ошибок во время оттягивание руки в хихитэ (как при выполнении цуки, так и при выполнении моротэ цуками хики) является поднятие плеч.


Методика отработки ката Сантин




Неправильное оттягивание руки

Чтобы этого избежать, нужно стоя перед зеркалом сосредоточиться на движении локтя назад и вниз, одновременно отслеживая путь кулака (он не должен не подниматься и не опускаться, а следовать строго по прямой линии к боку грудной клетки). Более качественное выполнения цуки будет, если при работе использовать тииси. Для этого захватываем тииси обратным хватом под самую головку, после чего выполняем цуки-тюдан, сосредотачиваясь на закручивании снаряда вверх.


Методика отработки ката Сантин Методика отработки ката Сантин

Обязательно контролируем траекторию кулака (он двигается по прямой линии) и положение плеч (они не должны подниматься вверх). Грудь в конце движения руки должна быть так напряжена, что соприкасается с бицепсом, не пропуская палец под мышку. Когда возвращаем руку в положение тюдан моротэ ёко-укэ но камаэ рука должна выполнять не ёко-укэ, а какэ-укэ. Предплечье не выполняет вращение в сторону, а, оттягиваясь назад, одновременно скручивается. При этом максимальное напряжение проявляется не в дельтовидных мышцах плеча, а в широчайших мышцах спины. Чтобы этого добиться, нужно представить, что вы вытягиваете свою руку из захвата. Это упражнение, так же как и предыдущее можно выполнять с тииси. Более того, их можно соединить в одно.


Методика отработки ката Сантин

При моротэ нукитэ нужно последовательно концентрировать своё внимание на движении кончиков пальцев вперёд, а затем внешнего ребра ладоней наружу.

Во время выполнения тора-гути должно появиться ощущение вращения в мышцах спины. Для лучшей сосредоточенности в кистях стоит выполнять вращения с нигири-гамэ.


Методика отработки ката Сантин Методика отработки ката Сантин Методика отработки ката Сантин

Методика отработки ката Сантин

Для получения полного представления о сложности ката Сантин нужно его выполнять не только одному, но и с помощью партнёра. Описание подобной работы очень хорошо дано у Хигаонны Морио всё в том же втором томе «Traditional karatedo Okinawa Goju Ryu».

ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ КАТА

«Учитель, используя методику, описанную ниже, помогает ученику сфокусировать внимание на напряжении нужных групп мышц. Проверка выполняется следующим образом:


Учитель, положив ладони на пол, оказывает давление на внутреннюю часть ступней ученика ребром ладони, проверяя т.о., не отрывается ли внутренняя часть стопы от пола.


Хватает ученика за лодыжки, проверяя, достаточно ли сильно напряжены ноги, а стопы плотно укоренены.


Хлопает по наружной стороне бедер, проверяя напряжение мышц бедра, затем наносит еще один, более сильный хлопок, проверяя, полностью ли напряжены мышцы и поддерживает ли ученик сильное напряжение в процессе выполнения ката.


Хлопает по ягодицам, проверяя, напряжены ли ягодичные мышцы.


Проводит рукой по позвоночнику ученика, проверяя, выпрямлен ли позвоночник.


Легко нажимает на нижнюю часть живота, проверяя степень напряжения мышц.


С нажимом проводит по спине ученика ладонями сверху в них, проверяя степень напряжения мышц спины и правильность выполнения позиции.


Кладёт руки на плечи ученика, проверяя напряжение мышц в этой области, затем выполняет сильный хлопок по плечам, обращая внимание на то, чтобы не нанести удар по жизненно-важным точками в области шеи.


Пальцами нажимает на лопатки, проверяя напряжение мышц в этой области.


Проводит рукой от шеи вдоль позвоночника, проверяя осанку ученика.


Наносит легкий хлопок по плечам, затем еще один хлопок, кот. выполняется более сильно.


Проверяет еще раз осанку.


Становится лицом к ученику. Когда ученик выталкивает руку вперед, учитель вызывает сопротивление, надавливая на кулак ученика. Таким же образом, когда ученик выполняет моротэ ёко-укэ, инструктор выполняет какэ-укэ, оказывая сопротивление для того, чтобы проверить, выполняет ли ученик технику в полную силу.


Когда ученик выполняет любую из техник моротэ, например, тора-гути, необходимо оказывать сопротивление его действиям равномерно на обе руки.


При выполнении проверки, инструктор обязан учитывать уровень подготовленности ученика и, соответственно, соизмерять силу хлопков и давления.


Инструктор также обязан убедиться в том, что ученик, правильно выполняет дыхание, совмещая его с движениями ката.


Методика отработки ката Сантин

Важные моменты при проведении проверки

Инструктор должен внимательно следить за состоянием ученика, например, необходимо замечать, не побледнела ли кожа или наоборот - не заметно ли покраснения кожи; при захвате лодыжек следует проверять пульс для точного определения физического состояния ученика. Если ученик силен, можно увеличить интенсивность тренировок, а если слаб - следует соответственно уменьшить нагрузку до его уровня. В некоторых случаях, следует незамедлительно прекратить тренировки.

Когда сэнсэй Мияги Тёдзюн проверял выполнение ката Сантин у новичков, он не наносил сильные удары, а лишь надавливал на зоны, на которые ученики должны были обратить особое внимание. Таким образом, ученик развивал способность сосредоточения на определенных мышцах. В процессе тренировок, развивая свое тело, ученики увеличивали и силу. Сэнсэй Мияги увеличивал силу хлопков по телу, плечам, бедрам и ягодицам. Аналогично, когда ученик выполнял тсюдан цуки, тсюдан ёко укэ или торагути, сэнсэй Мияги подбирал уровень сопротивления в соответствие с уровнем подготовки ученика: с начинающими он работал очень легко, но мощно со старшими учениками.

Когда в работу задействована часть тела, вполне естественно теряется контроль над другой половиной. Проверка выполнения Сантин позволяет развивать контроль над всем телом, путем напряжения мышц, не зависимо от того, какая часть тела используется в данный момент.

Проверка выполнения ката Сантин развивает больше дух, чем тело. Хлопки, которые инструктор наносит по плечам, спине или внутренним сторонам бедер, всегда очень болезненны - они вызывают покраснение и опухание кожи. Способность выдерживать такой вид тренировки, путем регулярной практики правильного положения тела, мышечного контроля и концентрации, является более духовным аспектом, чем физическим. Постоянная тренировка по этой методике не только хорошо развивает тело, делая его более сильным, но и укрепляет дух. Ваша сила духа ослабляет уверенность противника.

Проверка выполнения ката Сантин с помощью двух или более инструкторов

При проверке выполнения ката двумя инструкторами, ученик находится между ними, т.е. один из инструкторов стоит спереди, другой - сзади. Этот метод является более тяжелым по сравнению с проверкой, которую проводит один инструктор. До тех пор, пока вы не прошли проверку выполнения ката с двумя инструкторами, вы не можете утверждать того, что вы практикуете Сантин. Когда один человек проверяет выполнение ката, он может нанести только один удар за раз, т.о. возникает тенденция концентрации только на месте нанесения удара. Но если вам помогают два и более человек, они могут нанести одновременно удары по различным зонам вашего тела, что способствует предельной концентрации на каждой точке. Такая тренировка способствует развитию не только физической силы и дыхания, но и духа, необходимого для того, чтобы переносить такие тяжелые нагрузки».

В конце хотелось бы ещё раз отметить, что к ката Сантин нельзя подходить, как к обычному комплексу. Изучение его требует много времени и сил, и это одна из причин частой его профанации людьми. За один семинар невозможно рассказать, показать и отработать все его нюансы, даже если этому ката посветить всю гасюку, поэтому обычно учителя ограничиваются схемой, дыханием и некоторыми моментами в напряжении тела.

#22 fedww

fedww

    Старейшина

  • Старейшины
  • 1 487 сообщений
Репутация: 39
Очень хороший

Отправлено 03 июля 2008 - 02:57

ОС!

Спасибо.

#23 legioner

legioner

    LEGIO PATRIA NOSTRA

  • Старейшины
  • 1 330 сообщений
Репутация: 3
Обычный

Отправлено 03 июля 2008 - 05:40

Осу!

#24 legioner

legioner

    LEGIO PATRIA NOSTRA

  • Старейшины
  • 1 330 сообщений
Репутация: 3
Обычный

Отправлено 03 июля 2008 - 08:59

Харагеи в Каратэ



Любое изучение внутренних факторов буджитсу (обычно определяемых как эзотерические и трудные для восприятия) было бы неполным без рассмотрения их проявлений в тех дисциплинах боя, которые, как считается, произошли от древних искусств боя, практиковавшихся буджин феодальной Японии. Среди этих производных мы видим такие искусства как дзюдо, айкидо, каратэ, завоевывающие в наше время все большую популярность (дзюдо даже было включено в программу Олимпийских игр 1964 г. в Токио и 1972 г. в Мюнхене). Харагеи, как.мы увидим, упоминалось еще в самых древних рукописях этих школ и оказало большое влияние (а в некоторых случаях - и определяющее) на соответствующие методологии теории и практики, особенно на высших уровнях обучения.


Крайне редко в современных учебниках по японской интерпретации этого искусства много внимания уделяется внутренним факторам дисциплины, то есть состоянию психической стабильности для осуществления полного контроля и выражению координированной силы. Однако те, что связывают вышеперечисленные факторы с древними основами теории хара и ки, систематизируют их как в искусстве харагеи. Следует отметить, что два главных практика японского каратэ (Ояма Масутатсу и Ямагучи Гоген) постоянно подчеркивали значимость этих факторов в своих письменных работах и преподавательской деятельности. Первый совершенно однозначно заявлял: «Все мое внимание, вся моя тренированность, все мои мысли заключены у меня в животе». По его мнению, лучшим изображением специалистов этого искусства ударов являются деревянные статуи у ворот многих буддистских храмов - особенно те фигуры без оружия, у которых «чрезмерно развиты мышцы живота. Не какие-нибудь волны мышц, а ряды и узлы... Это мышцы не для поднятия тяжестей, это мышцы для скорости и мощи, более подобные ноге бегуна, чем мускулам тяжелоатлета». Практические примеры координированной силы внутренних факторов этого искусства, которые демонстрировал Ояма Масутатсу, не отличаются по сути от тех, что показывали мастера других боевых искусств, как, например, Мастер Кунишиге в джиу-джитсу или Мастер Уешиба в айкидо.


«Эти статуи нио, вцепившиеся в землю пальцами ног, как коты, представляют собой хороший базовый урок в Каратэ», - сказал Ояма Масутатсу и, приняв подобную позу, предложил нам, пятерым, столкнуть его с места. Мы вместе были тяжелее его одного раза в три, но у нас сложилось впечатление, что он врос ногами в землю. Мы приложили все свои силы, на мгновение показалось, что он поддается, и вдруг я пришел в себя и обнаружил, что сижу на земле на некотором расстоянии от него, а все мои товарищи образовали полукруг распростертых у ног хохочущего мастера Каратэ тел. «Ну что, получилось?» - проревел он.


Специализированные тренировочные методы, используемые для развития внутренних факторов централизации и высвобождения энергии, удивительно похожи как в школе Ояма Масутатсу, так и в школе Ямагучи Гоген (Кота), и несомненно ориентированы на использование методик Дзен. Абдоминальное дыхание для развития координированной силы - что справедливо для всех основных школ боевых искусств - считается этими мастерами наиболее важным фактором. Ояма Масутатсу предупреждал: «Не сможешь контролировать свое дыхание, и ты ничто в каратэ, разве что сможешь научиться нескольким ловким трюкам». Более подробно он так описывал свой метод и объяснял его преимущества:


Дышите всей массой живота... От частого глубокого дыхания легкими возникает головокружение, избыток кислорода в кровеносной системе, что еще хуже, чем недостаток его, так как он забирает всю силу и притупляет чувства, выводя вас из равновесия и оставляя незащищенным. Сделайте глубокий вдох через нос, держа рот плотно закрытым, пропустите воздух через грудь. Глубже, раздуйте грудь, расправьте плечи... Гоните воздух вниз, вниз... насытьте им ноги, если вы стоите, или ягодицы, если сидите, и опускайте его еще ниже, до самой земли.


В системе Ямагучи, приведенной ниже, присутствуют два типа дыхания. Оба, однако, основываются на брюшном и отличаются только в отношении применения к конкретным моментам боя и по своим специфическим задачам.


Практиковались два типа дыхания [в школе каратэ Годжу мастера Ямагучи Гоген]: ин-ибуки и йо-ибуки. Ин-ибуки это мягкий, но настойчивый тип дыхания, который начинается в глубине живота. Он подобен тому типу дыхания, который практиковался в йоге и медитациях Дзен, и обычно применяется в духовных или медитативных целях. Учителя школы Годжу никогда не уставали повторять, что это самый нормальный тип дыхания, так дышат дети. Только становясь старше, мы учимся дышать грудью. Йо-ибуки - жесткий тип дыхания. В нем присутствует громкое звуковое сопровождение. Дыхание громкое и тяжелое, оно исходит из самой глубины, порождая звуки, похожие на рев, готовый вырваться из львиной пасти. Вдох делается быстрыми и короткими втягиваниями воздуха через нос, а выдох - долгий, короткими и резкими порциями через рот. При выдохе все тело напряжено, включая гортань и пищевод. Таким образом сжимается воздушный коридор, и воздух с силой выталкивается из живота. Весь процесс насильственный, напряженный («Черный пояс», апрель, 1966 г.).


Этими обеими школами современного карат» координированная энергия считается главной необходимостью для боя, а основа этой силы заложена в консолидации личности внутри, в общем Центре внутренней стабильности и контроля. Фактически специальные упражнения, применяемые в обеих школах, такие как медитация,- концентрация и изоляция в пустынных и диких регионах, являются модифицированными адаптациями упражнений тех древних доктрин координации, которые применялись в прошлом для более полного овладения вооруженными боевыми искусствами. В популярном журнале, освещающем вопросы боевых искусств, сказано, что «на летние тренировки Ояма обычно привлекает около 125 мужчин и женщин. В горах они каждое утро устраивают пробежки на несколько миль вверх и вниз по узким горным тропам. Весь день проходит в продолжительных упражнениях и кумите, прерываемых медитациями в дза-дзен» («Черный пояс», сентябрь, 1966 г.).


Ямагучи раз в месяц уходит в горы, чтобы укрепить себя духовно и физически. Он занимается санчин(дыхательными упражнениями) несколько часов подряд под струями водопада, стараясь заставить дух и разум стать невосприимчивыми к внешним воздействиям... Вдали от такого стимулирующего окружения, дома, Ямагучи также придерживается жесткого распорядка. Встает очень рано и каждое утро обязательно час или больше занимается медитацией, а потом еще столько же - упражнениями ката («Черный пояс», апрель, 1966 г.).


Оба эти мастера, очевидно, рассматривают психическую стабильность, достигнутую путем внутренней централизации, единственной основой для контроля над боевыми операциями и эффективности своих сил. Эта точка зрения была ясно высказана Ояма и стала основой для интересного эксперимента в его школе, который должен был продемонстрировать сравнительную значимость внутренних и внешних факторов боя.


«В каратэ ум побеждает грубую силу... Мы заставляем их [учеников его школы] медитировать перед каждой тренировкой и требуем, чтобы они медитировали дома и на работе...» Несколько лет назад Ояма Масутатсу отобрал двух новых учеников, которые были в равной степени наделены природными талантами. С одним он стал заниматься исключительно гимнастикой, специализированными тренировками, обучил его множеству приемов. Со вторым меньше времени уделялось физической подготовке, но он должен был заниматься религиозной медитацией дзадзен каждый день по полчаса, проснувшись, и еще раз перед вечерней тренировкой. Ученик садился, поджав под себя ноги, как Будда, мысленно приводил в порядок все свои внутренние органы, дышал «до самых кончиков Мальцев ног» и очищал разум. Через шесть месяцев оба приняли участие в экзамене на получение черного пояса, и Ояма свел их в одной паре. Первый ученик к тому времени оброс мускулатурой и потяжелел на десять фунтов, а второй стал сухим и жилистым. «Мыслитель» превратил «качка» в отбивную.


Ту же точку зрения выражал и выдающийся инструктор другого боевого искусства, айкидо, когда предостерегал называть «лентяями» тех учеников, которые значительную часть проведенного на мате времени сидели или стояли в состоянии глубокой сосредоточенности, в отличие от остальных, которые деловито изучали техники, занимались физическими упражнениями и тому подобным. Этот инструктор также понимал, что первые могут показать лучшие результаты в стрессовой ситуации, нежели последние, так как они посвятили больше времени развитию тех внутренних факторов стабильности, контроля и силы, которые считаются необходимой основой для правильного выполнения внешних техник.


Связь с континентальной Азией, в этом контексте, наиболее ярко представлена школами каратэ островов Рюкю, что косвенно подтверждает происхождение японской формы харагеи от ее китайской матрицы (сам этот факт большинством исследователей буджитсу считается неоспоримым). Хакутсуру рю, например, родственна Шорин рю, которая, в свою очередь, связана с филиалом Шурите школы Намбоку рю - школы двух стилей («жесткого» - го и «мягкого» — джу), отражающих древнее китайское разделение стилей на вэй (жесткий) и нэп (мягкий). Мастер этой школы, сенсей Шокен, продолжает активно работать в ней и сегодня, а в относительно недавнем интервью, которое он дал одному из западных корреспондентов, «среди прочих характеристик, которыми он отметил технику «Белого лебедя», наибольшее значение он придавал ци, или внутренней энергии, этому явлению, которое много обсуждается, но мало применяется в практике боя без оружия». В том же интервью мастер указал метод, которым он пользуется для развития этой энергии: «Еще один важный элемент, по мнению Шокен, это контроль над дыханием, который, он считает, нужно тренировать ежедневно, но не до изнеможения». Важность этой концепции внутренней энергии, по мнению Шокен, фундаментальна. Он утверждает, что «именно ци (или ки, как ее часто обозначают) является самым главным элементом этой техники, и знание ци, умение пользоваться ею является основным требованием для освоения техники «Белого лебедя» («Черный пояс», май, 1967 г.).


Доктрины многих других методов боя, возникших за пределами Японии, но прямо или косвенно считающих ее своим источником вдохновения, еще более настойчивы во мнении, что кара и ки являются концептуальными основами как теории, так и практики этих искусств. Некоторые из этих доктрин прямо утверждают, что каратэ начинается с централизованной, координированной энергии в нижней части живота. В интересной рукописи по шаолиню, изданной Смитом, содержатся краткие параграфы о сущности искусства, его силе, специальных упражнениях, направленных на развитие этой силы. «Существует много школ, обучающих «мягкой» форме боевых искусств. Все они начинаются и заканчиваются ци, или внутренней энергией» . Эта энергия, централизованная в животе, становится первым необходимым требованием для развития функциональной координации. «Когда эта энергия вырабатывается, она находится в равновесии внутри вашего тела. Рассудок ваш поэтому спокоен, и каждое движение становится грациозным и гармоничным. Когда вы достигнете такого состояния, то можете авторитетно рассуждать, как обращаться с врагом». Но еще важнее физической гибкости и функциональной координированности психическая стабильность, которая достигается через централизацию и дает основу для контроля над реальностью в целом и над боем в частности. «Обладать такой энергией - значит проникнуть в неизведанное и достичь состояния, где жизнь и смерть лишены страха. В этом состоянии угрозы не беспокоят вас, а искушения не манят. Вы становитесь истинным хозяином самого себя». Из этого положения централизованной независимости координированную энергию, ци или ки, можно контролировать с максимальной точностью. Например, она может быть послана в направлении специализированной атаки или контратаки. Более того, эта ци может быть направлена в пассивные каналы чистой защиты. Фактически она «может стать щитом для любой части тела. Боксер может направить свою ци на голову, грудь, живот и т.д. ... и даже удар железным ломом в это место не причинит ему ни малейшего вреда». Как эта энергия развивается в шаолине? С помощью базового упражнения абдоминального дыхания. «Легкие являются резервуарами воздуха, а воздух - это повелитель силы. Говоря о силе, в первую очередь нужно помнить о воздухе — это универсальная истина. Хорошие легкие означают хорошую силу, слабые легкие - слабую силу. Нужно научиться правильно дышать».


Эти мысли, с предельной четкостью изложенные в трактате о шаолине, повторяются в доктринах почти всех других вариаций искусства удара, и в особенности в тех, которые развили концепцию психической энергии до необычайного уровня, как, например, в доктрине эзотерической и малоизвестной школы синь-и. Этот малопонятный для непосвященных китайский метод также рассматривает ци как главную форму энергии, которой управляет рассудок. Согласно некоторым авторам, изучавшим эзотерику этого искусства, такая форма энергии специфически квалифицируется как «психическая» или «умственная», что отражает ее непосредственную подчиненность командам мозга. Само название школы, синь-и, часто переводят как «воображаемый кулак» или «мысленный кулак», поскольку роль мозга в развитии и направлении силы, используемой в техниках синь-и, абсолютна. Необходимой основой для формирования и конденсации этой энергии является все тот же танден или пара. Описания психического высвобождения абдоминальной силы в синь-и часто оперируют такими образами и примерами как «тяжелые руки» (при выполнении техник), которые также встречаются в других вариациях древнего японского буджитсу. В айкидо, например, подобные психические образы используются для различных способов контролирования Центра и высвобождения координированной энергии, или ки, настолько часто и однозначно, что становится очевидным, что доктринальные контакты между континентальными и японскими (несмотря на строгую изоляцию страны) школами боя были не только исторически возможны, но и фактически неизбежны.


#25 fedww

fedww

    Старейшина

  • Старейшины
  • 1 487 сообщений
Репутация: 39
Очень хороший

Отправлено 05 сентября 2008 - 08:22

ОС!
Визуально осилил статьи.
(Распечатал и читал несколько раз)
Теперь вижу непочатый край работы в отработке ката Сантин.

#26 ratnik

ratnik

    Пользователь

  • Пользователи
  • 138 сообщений
Репутация: 1
Обычный

Отправлено 17 октября 2009 - 10:20

Методика отработки ката Сантин

Полностью данную статью можно скачать здесь Прикрепленный файл  ______________________________.doc   234К   95 Количество загрузок:

#27 ratnik

ratnik

    Пользователь

  • Пользователи
  • 138 сообщений
Репутация: 1
Обычный

Отправлено 17 октября 2009 - 10:29

Хлопки и толчки нужны для того,чтобы проверить правильное напряжение торса. При обучении они помогают научиться напрягать каждую мышцу.

Как иллюстрация к данным словам, правильное выполнение симе (а именно так называется данный тест) сенсеем Хигаонна Морио на сенсее Казо Тераути ]]>http://www.youtube.c...u/6/TKoz2Bqfx_s]]>

#28 Сергей Аличкин

Сергей Аличкин

    БлагоТворитель

  • Старейшины
  • 8 451 сообщений
Репутация: 133
Очень хороший

Отправлено 17 октября 2009 - 11:36

Хлопки и толчки нужны для того,чтобы проверить правильное напряжение торса. При обучении они помогают научиться напрягать каждую мышцу.

Как иллюстрация к данным словам, правильное выполнение симе (а именно так называется данный тест) сенсеем Хигаонна Морио на сенсее Казо Тераути ]]>http://www.youtube.c...u/6/TKoz2Bqfx_s]]>

У нас на ДВ во время исполнения Санчин-ката просто били руками и ногами,причём без разницы на вдохе ты или на выдохе - должен выжить...наверное поэтому "зелёные"в то время(конец 80-х)были самыми злыми и били всех(кроме коричневых,чёрный был один - Женя Исаков - он бил всех)... :)

#29 Легионер

Легионер

    Ветеран

  • ban_Banned
  • 678 сообщений
Репутация: 1
Обычный

Отправлено 17 октября 2009 - 11:59

...и по яйцам...

#30 Сергей Аличкин

Сергей Аличкин

    БлагоТворитель

  • Старейшины
  • 8 451 сообщений
Репутация: 133
Очень хороший

Отправлено 18 октября 2009 - 07:44

...и по яйцам...

Было дело...но первый раз в санчине получил на Динамо у Степанова в Свердловске(по левому),там даже следы от шнурков остались...очучения - на всю жисть,зато с тех пор делаю правильно... :)

#31 ratnik

ratnik

    Пользователь

  • Пользователи
  • 138 сообщений
Репутация: 1
Обычный

Отправлено 18 октября 2009 - 08:11

У нас на ДВ во время исполнения Санчин-ката просто били руками и ногами,причём без разницы на вдохе ты или на выдохе - должен выжить...наверное поэтому...

Часто и считают это ката вредным, что не делать его не умеют не ассистировать но с фанатизмом пытаются.

#32 SaMuRaY

SaMuRaY

    Старейшина

  • Старейшины
  • 1 025 сообщений
Репутация: 59
Очень хороший

Отправлено 18 октября 2009 - 02:42

это точно... используем для всех ката проработку в режиме симе, даёт положительные результаты. :unsure:
П@дюли на аттестации на 4 кю как и положено :)

#33 Сергей Аличкин

Сергей Аличкин

    БлагоТворитель

  • Старейшины
  • 8 451 сообщений
Репутация: 133
Очень хороший

Отправлено 18 октября 2009 - 05:21

У нас на ДВ во время исполнения Санчин-ката просто били руками и ногами,причём без разницы на вдохе ты или на выдохе - должен выжить...наверное поэтому...

Часто и считают это ката вредным, что не делать его не умеют не ассистировать но с фанатизмом пытаются.

Тогдашний фанатизм привёл к тому,что сегодня мы спокойно занимаемся своим любимым Кёкушином и хотим,чтобы становился он всё лучше и лучше...а некоторые сегодняшние "зелёные" такой проверки бы не прошли,не выработали у них того стержня....а через Санчин-ката есть вероятность пройти"краткий курс молодого бойца",чтобы решить - тебе это надо? :)

#34 ratnik

ratnik

    Пользователь

  • Пользователи
  • 138 сообщений
Репутация: 1
Обычный

Отправлено 18 октября 2009 - 07:19

Ну да, ну да. Часами "Буре" можно тоже гвозди забивать.

#35 Сергей Аличкин

Сергей Аличкин

    БлагоТворитель

  • Старейшины
  • 8 451 сообщений
Репутация: 133
Очень хороший

Отправлено 18 октября 2009 - 07:30

Ну да, ну да. Часами "Буре" можно тоже гвозди забивать.

А из нас,как писал один поэт,можно гвозди делать... :pnul:

#36 ratnik

ratnik

    Пользователь

  • Пользователи
  • 138 сообщений
Репутация: 1
Обычный

Отправлено 18 октября 2009 - 08:41

А из нас,как писал один поэт,можно гвозди делать... :pnul:

Прожил только этот поэт не долго.
Неправильное выполнение Сантин и симе приводит к тому же результату.

#37 Сергей Аличкин

Сергей Аличкин

    БлагоТворитель

  • Старейшины
  • 8 451 сообщений
Репутация: 133
Очень хороший

Отправлено 18 октября 2009 - 09:06

А из нас,как писал один поэт,можно гвозди делать... :pnul:

Прожил только этот поэт не долго.
Неправильное выполнение Сантин и симе приводит к тому же результату.

Да по разному можно делать,главное со смыслом...Хигаонна считает так,Оничи Миячи ведь его учил,как и Сашу Филимонова...Ояма учил по-другому,Арнейл(изучавший Шаолиньское цюань-фа)имеет свой взгляд...У каждого свой взгляд,ИСТИНА одна....её и ищем... :pnul:

#38 ratnik

ratnik

    Пользователь

  • Пользователи
  • 138 сообщений
Репутация: 1
Обычный

Отправлено 18 октября 2009 - 09:14

Да по разному можно делать,главное со смыслом...У каждого свой взгляд,ИСТИНА одна....её и ищем... :pnul:

Это точно. Только всётаки не Оничи Миячи, а Анити Мияги.

#39 Легионер

Легионер

    Ветеран

  • ban_Banned
  • 678 сообщений
Репутация: 1
Обычный

Отправлено 18 октября 2009 - 09:23

О,японовед...
Пока не уехал на Акинаву и раз такой знаток японского произношения укажи нам дурням,как же правильно произносить:
Киокусинкай,Кьёкусинкай,Киокушинкай?

Ом!

#40 ratnik

ratnik

    Пользователь

  • Пользователи
  • 138 сообщений
Репутация: 1
Обычный

Отправлено 18 октября 2009 - 09:32

как же правильно произносить: Киокусинкай,Кьёкусинкай,Киокушинкай?

Это Ваш стиль, Вам над этим голову и ломать. Наверное Вам стоит обратиться к Алексею Горбылёву. Только я не коверкаю имя Ояма Масутацу.