Перейти к содержимому


Фотография

Гитин Фунакоси


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 5

#1 karategirl

karategirl

    Старейшина

  • Модераторы
  • 1 637 сообщений
Репутация: 10
Хороший

Отправлено 16 ноября 2007 - 04:06

Изображение
ФУНАКОСИ, ГИТИН (1868–1957), один из основоположников современного каратэ, создатель стиля Сётокан. Родился 24 апреля 1868 в г.Сюри на о.Окинава в бедной семье мелкого чиновника – сборщика налогов. Юный Фунакоси рос слабым и болезненным ребенком. Заботу о воспитании маленького Гитина взял на себя его дед, Гифуку Фунакоси, который преподавал в местной школе ряд классических наук: конфуцианскую литературу, грамоту, каллиграфию. В школе Гитин Фунакоси подружился с сыном Азато Ясуцунэ, мастера Сюри-тэ, одного из направлений каратэ – традиционного рукопашного боя Окинавы.
Изображение
В 1888 Фунакоси сдал экзамен на младшего преподавателя начальной школы и, пойдя по стопам деда, стал школьным учителем. Эта должность не предусматривала высшего образования, которое Фунакоси так и не получил, однако среди жителей провинциального Сюри Фунакоси считался весьма образованным человеком.
Изображение
В эпоху Мэйдзи, с введением всеобщей воинской повинности, правительство Японии стало уделять пристальное внимание физическому развитию учеников средних школ. Данные медицинского обследования середины 1890-х годов на Окинаве выявили удивительную пропорциональность, силу и выносливость подростков, с детства занимавшихся каратэ. К тому времени армейское и военно-морское командование, обобщив опыт японско-китайской войны, признало пользу боевых искусств для подготовки личного состава вооруженных сил. В 1906 по инициативе окинавского мастера Итосу состоялись первые показательные выступления по каратэ, на которых присутствовали десятки официальных лиц. В этой демонстрации принимал участие и 37-летний Фунакоси. Министр образования Японии Огава Синтаро согласился ввести окинава-тэ, как тогда называли каратэ, в программу преподавания средних школ и некоторых высших учебных заведений острова. С этого момента каратэ получило официальный статус учебной дисциплины.

В 1916 Фунакоси в составе делегации с Окинавы принял участие в показательных выступлениях в Киото (Япония). В 1921 на пути в Европу кронпринц Хирохито, будущий император Японии, посетил Окинаву, где для него была устроена демонстрация ката, тамэсивари и кумитэ в замке Сюри (см. КАРАТЭ). Принц, человек весьма воинственных устремлений, был восхищен этой демонстрацией, что в конечном итоге решило судьбу каратэ. Общественное мнение было сформировано, каратэ получило официальное признание в высших слоях общества.

В 1922 Фунакоси приехал в Токио для участия в первом национальном фестивале спорта, организованном министерством образования, и познакомился с патриархом дзюдо Кано Дзигоро. Обращение к Кано не было случайным. Фунакоси шел на поклон не только к отцу дзюдо, но и к президенту Японской атлетической Ассоциации, президенту Японского общества Физического воспитания, представителю Японии в международном олимпийском комитете, – фактически к человеку, от слова которого зависела судьба любого нового вида физического воспитания в Японии. Кано пригласил Фунакоси в Кодокан для показательных выступлений по каратэ и был очарован интеллигентным и грамотным мастером с Окинавы.

Заручившись моральной поддержкой Кано в деле развития и пропаганды каратэ, Фунакоси решил не возвращаться на Окинаву и остаться в Токио. Жена Фунакоси отказалась последовать за ним, сославшись на верность традициям, предписывающим жить около могил предков.

В 1922 в Токио вышла в свет первая книга Фунакоси Рюкю кэмпо каратэ, в дословном переводе: «Кулачные методы китайской (танской) руки с островов Рюкю». Название весьма примечательное – здесь подчеркивается, с одной стороны, окинавское происхождение каратэ, а с другой стороны, его генетическая связь с Китаем.

Скопив немного денег, Фунакоси открыл первый крошечный зал при храме Мэйсёдзоку, который содержал за свой счет. Его усилия не прошли даром, и у него появились первые ученики. В сентябре 1924 Фунакоси открыл клуб каратэ в университете Кэйо. В 1925 написал новую, переработанную версию своей первой книги, уже под другим названием – Рэнтан госин каратэ-дзюцу – «Искусство каратэ для закалки тела и духа и для самозащиты». Уже в 1926 открылся второй клуб при Токийском университете в Итико. С 1927 начали действовать группы каратэ в университетах Васэда, Такусёку, СёДай, Хитоцубаси. К 1930 в одном лишь Токио было открыто около тридцати залов, находящихся под руководством непосредственно Фунакоси. Мастер работал сутками, проводил по несколько тренировок в день в разных концах города, писал статьи, работал над новой книгой, которая должна была завершить создание концепции «нового» каратэ. Дабы стимулировать учеников к поэтапному продвижению в каратэ, в 1926 он, по аналогии с дзюдо, ввел жесткую систему званий – ученических (кю) и мастерских (данов), присуждая с первого дана черный пояс как знак высшего мастерства.

1930-е годы были очень напряженными для Фунакоси – от него ушел один из лучших учеников Оцука Хиронори, впоследствие создавший стиль Вадо-рю.

В 1930 Фунакоси официально назначил своего сына Ёситаку шеф-инструктором престижного университета Васэда, где располагалась одна из самых крупных школ каратэ.

Термин каратэ-до (каратэ, как духовный путь) появился у Фунакоси только в 1935 в книге Каратэ-до Кёхан. Иероглиф «до» он принял под влиянием дзюдо, где была разработана концепция боевого искусства как пути жизни. Именно в середине 1930-х годов Фунакоси завершил создание теоретической базы своего боевого искусства.

В 1935 реализовалась давняя мечта Фунакоси, которую он лелеял много лет, – он построил собственный зал в квартале Мэйдзюро в Токио. Его сооружение было закончено к середине 1936. Зал получил название «Сётокан». Именно под псевдонимом «Сёто» писал когда-то Фунакоси свои стихи в подражание древним китайским поэтам. Иероглиф «Сё» буквально означает «сосна», иероглиф «то» – «море». С этого момента его зал и стиль каратэ назывался «Зал сосны и моря» или «Зал мастера Сёто».

Весной 1945 зал Сётокан был до основания разрушен во время американского авианалета. Погибли многие архивы и записи Фунакоси. В этом же году умер от туберкулеза его сын и первый помощник Ёситака. После войны Фунакоси решил вернуться на Окинаву, но остров оккупировали американцы. По приказу командующего оккупационными американскими войсками генерала Макартура многие жители Окинавы были переселены в Японию, и вместе с ними приехала жена Фунакоси. Уже пожилая супружеская пара, наконец, после 25-летней разлуки воссоединилась и поселилась в городке Оита на острове Кюсю, но, увы, семейному счастью суждено было длиться недолго – осенью 1947 жена Фунакоси умерла.

В 1949 в стране завершилось послевоенное возрождение каратэ, а фактически – становление нового подхода к каратэ как к физическому воспитанию, ориентирующемуся на спорт. В том же году была создана Всеяпонская ассоциация каратэ (JKA), на самом деле объединявшая только каратэ стиля сётокан. Фунакоси был избран ее почетным президентом.

Гитин Фунакоси был активен до конца своих дней, неустанно ездил на соревнования, посещал различные секции. Имея свободное время, активно участвовал в культурной жизни, особенно любил поэтические встречи, был глубоким и тонким ценителем поэзии.

Умер Фунакоси в Токио 14 ноября 1957.

#2 vogoragh

vogoragh

    Мастер

  • Старейшины
  • 5 088 сообщений
Репутация: 90
Очень хороший

Отправлено 16 ноября 2007 - 04:21

По-моему, бОльший вклад в сетокан сделал его сын Гиго Фунакоши, а отец.... Не думаю, что он большИм мастером был...
Мое мнение, конечно.

#3 karategirl

karategirl

    Старейшина

  • Модераторы
  • 1 637 сообщений
Репутация: 10
Хороший

Отправлено 17 ноября 2007 - 03:36

Спасибо что подсказал:))

Фунакоси Гиго
Изображение
В то время основатель школы Сётокан Фунакоси Гитин был уже стар и лично тренировки не проводил. Обычно он просто наблюдал за тем, как его помощники объясняют технику ученикам, сидя в парадной одежде в сторонке, лишь изредка выступая с лекциями. Реальным же главным инструктором в додзё Сётокан был его третий сын и преемник Фунакоси Гиго (Еситака; 1907-1947).

Похоже, именно у Фунакоси Гиго Ояма и учился каратэ Сётокан-рю. Во всяком случае, в одной из своих книг он рассказывает, что, благодаря своему сходству с сэнсэем Гиго по конституции и духу, близко сошелся с ним, и они нередко подолгу беседовали о боевых искусствах. Он также упоминает, что как-то, уже после гибели додзё Сётокан под бомбежкой 10 марта 1945 г., получив увольнительную, приезжал к тяжело больному Гиго на его квартиру в районе Икэбукуро в гости с авиабазы в Тиба, где в то время проходил службу, и привез ему в подарок много угрей, и что Гиго был очень рад его визиту.

Многие утверждают, что Фунакоси Гиго был великим каратистом, владел искусством боя длинным шестом бо-дзюцу. "Молодой учитель (так называли Гиго ученики - А.Г.) действительно был гениальным человеком. Со стороны он казался коренастым здоровяком, но тело у него было невероятно мягкое, гибкое и очень быстрое. У него были фантастические удары ногами, особенно ёко-гэри",- рассказывает сэнсэй Окано.

В 1930-1935 гг. Гиго значительно изменил стиль каратэ, который преподавал его отец. Высокие, короткие стойки дзэнкуцу-дати, которые использовал Гитин, он заменил на длинные и низкие. Такие стойки требовали гораздо большей силы и выносливости ног, и их введение по-новому поставило вопрос об уровне физической подготовленности каратистов.

Вообще физической подготовке и кондиции Фунакоси Гиго придавал колоссальное значение. Сэнсэй Окано рассказывает, напри- мер, что, наряду с такими основными элементами тренировки как ката и интенсивная отработка базовой техники, в зале Сётокан много времени отводилось на упражнения в набивке рук (котэ-китаэ), во время которых один партнер наносил другому удары, а второй отбивал их жесткими блоками. Тренировки в котэ-китаэ были столь яростными, что, по его словам, "по пути домой все окунали руки в пожарные цистерны с холодной водой и, только охладив их, расходились".

Кроме новых стоек Гиго вводит в арсенал Сётокан-рю различные удары ногами, отсутствовавшие в окинавском каратэ. Именно ему приписывают разработку техники маваси-гэри (круговой удар ногой), ура-маваси-гэри (обратный круговой удар ногой) и характерного только для Сётокан ёко-гэри-кэагэ (хлесткого бокового удара ребром стопы).

Фунакоси Гиво исполняет катэ ТэккиКак полагают, Гиго ввел и правило разворота в бедрах в положение ханми (боком к пративнику) при проведении ударов и блоков руками.

Огромные изменения с его подачи произошли и в ката. Во всяком случае, некоторые ката современной Сётокан- рю разительно отличаются от всех окинавских вариантов и вариантов других японских школ каратэ. Сэнсэй Окано утверждает, что Гиго, оценивая исполнение ката своим состарившимся отцом, который выполнял все движения неторопливо и величаво, не раз говорил ученикам, что, с точки зрения практической целесообразности, "исполнять ката так, как это делает мой отец, нельзя".

В то время как Фунакоси Гитин делал акцент на практике ката Гиго начал активно разрабатывать различные виды учебного опар ринга кумитэ. Как полагают, раньше всего Гиго ввел гохон кумитэ обусловленный учебный бой с перемещениями на 5 шагов. Воз можно, эту методику он позаимствовал из кэндо, которое изучал под присмотром выдающегося мастера того времени Накаяма Хакудо. В 1933 г. к числу тренировочных методов добавилось кихон иппон кумитэ - обусловленный учебный бой с одной атакой, а за ним - дзию иппон кумитэ - свободный учебный бой с использованием одной атаки, который практиковался не только стоя на мес те, но и в перемещениях (Гиго больше всего любил этот вид тренировки). Введение этих методов вдохновило Фунакоси Гитина на разработку Небесного ката - Тэн-но ката, которое состоит из 2-х частей - части, исполняемой индивидуально, и части, исполняемой в виде серии кихон иппон кумитэ с партнером. Наконец, в 1935 г. Гиго завершил разработку методики учебных спаррингов введением в обиход дзию кумитэ - свободных учебных боев.

Надо сказать, что Фунакоси Гитин до конца своих дней в высшей степени отрицательно относился к вольным поединкам, в то время как Гиго их всемерно поощрял. Вообще, по-видимому, он был бойцом по натуре, имел 3-й дан по дзюдо и, как рассказывают, усилен но занимался исследованием техники боя на ближней дистанции.

В 1936 г. Фунакоси Гитин опубликовал книгу "Каратэдо кёхан" ("Учебник по каратэдо"), в которой представил все эти новшества включая все модификации ката. Фактически, публикацию этой книги можно рассматривать как декларацию о рождении японского каратэ, лишь отдаленно напоминающего свой окинавский прототип и основную роль в его создании сыграл как раз Гиго.

Думается, Фунакоси Гиго по необходимости должен был оказать немалое влияние на становление Оямы Масутацу как бойца, ведь именно в годы занятий Сётокан, по-видимому, и был заложен фундамент его мастерства. У японских исследователей существует даже такая точка зрения, что Ояма лишь развил и воплотил Е жизнь многие идеи Фунакоси Гиго, но в более радикальной форме чем его учитель. Но это, конечно, лишь догадка.

Можно представить также, что отец и сын Фунакоси во многом сформировали и взгляды Ояма на саму сущность боевых искусств. Известно, что Фунакоси Гитин до конца своиз дней утверждал, что "каратэ школ не существует", и никогда своему стилю никакого названия не присваивал. Закрепившиеся же впоследствии за идущей от него традицией название "Сётокан-рю" не является официальным. На самом деле, по названию додзё, где преподавал Фунакоси, его стиль стали именовать представители других школ каратэ. В то же время большинство учеников Фунакоси отрицательно относились и относятся к названию так "Сётокан-рю". Показательно, что крупнейшая организация Сётокан в Японии Нихон каратэ кёкай (JKA, Всеяпонская ассоциация каратэ) в своем названии не использует ни слова "Сётокан", ни, тем более, "Сётокан-рю". К числу учеников, воспринявших учение Фунакоси о ложности, неправильности разделения каратэ на школы, по-видимому, принадлежал и Ояма Масутацу. Во всяком случае, в официальном названии созданной им организации "Кёкусин кайкан"- "Дворец общества Абсолютной истины" - также отсутствует слово "рю" - "школа".

#4 Иван Иванов

Иван Иванов

    Пользователь

  • Ветераны
  • 249 сообщений
Репутация: 0
Обычный

Отправлено 31 января 2008 - 02:11

По-моему, бОльший вклад в сетокан сделал его сын Гиго Фунакоши, а отец.... Не думаю, что он большИм мастером был...
Мое мнение, конечно.

Я думаю не совсем корректно так говорить...Гичин Фунакоши жил очень давно, и вести разговоры на счет такого был ли он сильным кратистом или не был бессмысленно, так как очень трудно это проверить..В мире боевых искусств ходит не мало легенд и о более молодых стилях и мастерах, многие из которых до сих пор живы, но даже при этих условиях истину не установить...

#5 Valeus

Valeus

    Пользователь

  • Ветераны
  • 261 сообщений
Репутация: 5
Обычный

Отправлено 19 февраля 2008 - 12:31

Читаю сейчас книгу Гитина Фунакоси ""Каратэ-до: мой способ жизни"

вот ссылка: http://www.koob.ru/funakoshi/

Очень занимательная книга. Интересно узнать о жизни мастера из его же "уст".

#6 Шура

Шура

    Мастер

  • Старейшины
  • 3 763 сообщений
Репутация: 46
Очень хороший

Отправлено 22 февраля 2008 - 11:02

По-моему, бОльший вклад в сетокан сделал его сын Гиго Фунакоши, а отец.... Не думаю, что он большИм мастером был...
Мое мнение, конечно.

Гитин

Гиго