Перейти к содержимому


Фотография

Усилие, как отличительная особенность школы


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Богдан Курилко

Богдан Курилко

    Пользователь

  • Ветераны
  • 285 сообщений
Репутация: 43
Очень хороший

Отправлено 06 февраля 2012 - 12:56

Что делает школу, школой. Откуда столь многочисленные разновидности рукомашества и ногодрыжества предназначенные для существа располагающего не более чем четырьмя конечностями, которые закреплены в строгой и неизменной последовательности на его тушке. Какие отличительные черты, являются признаком уникальности стиля, если возможные вариант движений этими самыми конечностями не столь многочисленны и разнообразны. На поверхности вопроса самый явный признак деления на стили – преобладание, либо исключительное наличие бросковой или ударной техники, что объясняет существование бокса, вольной борьбы и им подобных дисциплин, но ни в коем случае не является ответом на вопрос о происхождении многочисленных направлений каратэ и еще более многочисленных ответвлений цюань фа. По моему скромному мнению, цюаньфа и каратэ как его производное, получившее самостоятельное развитие – это длительный во времени поиск оптимального воздействия на ближнего своего, который эмпирическим путем пришел к пониманию, что в основе подобного воздействия всегда усилие, и источник его определяет как способ ведения поединка, так и набор возможных техник, которые являются не более чем проводниками данного усилия.
Я думаю, никого не удивит, что в качестве иллюстрации этого утверждения я приведу школу Окинавского каратэ Годзю рю. Известно, что основной стратегией ведения поединка в этом стиле является ближний бой. Данный факт является определяющим для поиска источника формирования усилия позволяющего осуществлять оптимальные воздействия с минимальными затратами. В годзю рю существует два вида подобных усилий. Способом обучения одному из них, а именно тсиру но тян тян является сан чин.
Наш позвоночник в своем естественном состоянии принимает S – образную форму, что позволяет гармонично распределять нагрузку, на тело вообще и головной мозг в частности, например при ходьбе. В ката сан чин эта часть нашей анатомии становится безупречно прямой, что является противоестественном состоянием. Движение, которое в сан чин годзю рю делается значительно медленнее своей реальной скорости, больше всего напоминает процессы. Которые происходят с удочкой в момент, когда рыбак, забрасывает леску с закрепленным грузом в воду.
Представим себе, что наиболее толстая часть удилища, за которую держится рука рыбака – это танден. В момент замаха, удилище отклоняется назад, затем начинает двигаться к цели. Состояние его в момент движения – это естественное состояние нашего позвоночника. Достигнув некой пиковой точки необходимой для броска, рыбак поддергивает (хлещет) удочку, в результате чего, на долю секунды, она принимает идеально прямую форму передавая всю накопившуюся в замахе энергию в леску, также как сформированный особым образом с помощью гамаку, наш позвоночник в сочетании с закрытым танден, верхней частью груди и опущенными плечами передает усилия в руку, пока не наступит мгновение тинкути, то есть максимального напряжения лески и проникновения груза в воду, а кулака в тело. Таким образом, сан чин – это способ научиться формировать усилие, которое позволяет наносить наиболее разрушительные удары, с наименьшей дистанции, без разворота бедер или корпуса, используя все тело, с опорой в танден и оптимальной синергией дыхания с работой мышц и сухожилий.
Иной, диаметрально противоположенный способ формирование усилий – Таи отоши, или падение тела. Он проще для овладения и в нем, в отличии от сан чин танден и верхняя часть тела «открываются». Этот способ использует, в качестве генератора усилия гравитацию, а точнее резкую смену уровней, процессы которые происходят «внутри» самого усилия аналогичны процессам, которые характерны для реактивного двигателя. Упражнения, с помощью которых обучают данному способу: тен цки, фуристе и.т.д.
Понимание работы с усилиями дает возможность по новому взглянуть на методический, не побоюсь этого слова гений Тседзюна Мияги, который не только изменил темп и рисунок сан чин, но и создал четкую методическую преемственность, в которой предложенный им Сан чин является базовым, фундаментальным объяснением источника усилия, сан чин Канрио Хигаонна Сенсея – его более динамичным развитием, помогающим перейти к реализации усилия в Кайшо ката. Упражнения подобные сан дан ги – обучением чередованию усилий тян и таи отоши, базовые ката Гекисай – дальнейшее продвижение по пути исследования собственного тела в плане чередования двух базовых усилий и дальнейшего перехода к изучению более сложных техник.
В заключении, хотел бы обратить внимание, что изложенные здесь мысли не есть мои личные умозаключения, а доступное изложение объяснений наших учителей. Понимание теории усилий в годзю наглядно демонстрирует, что окинавское годзю рю каратэ есть оптимальное сочетание ударной техники и техники бросков, заломов и болевых воздействий, простых по хореографии и эффективных. Также, все вышеизложенное, я надеюсь, объективно подтверждает тот факт, что попытки инсталлировать ката годзю рю в системы, с совершенно иным (не значит хуже, речь лишь о другом способе и иной стратегии) подходом к формированию усилий (Сетокан например) имеют такой же смысл как попытки объединить в цельную систему PC и Макинтош
  • hotey это нравится