Перевод А.Горбылева фрагмента книги Кодзима Кадзуси и Цукамото Ёсико «Ояма Масутацу-но юйгон» («Завещание Масутацу Оямы»), посвященного взгляду японцев на создание Ассоциации Киокусинкай России (АКР) и Всемирного Союза Кёкусин (KWU).
26 апреля 2012 г. в японском издательстве «Синтёся» увидела свет новая книга Кодзима Кадзуси и Цукамото Ёсико «Ояма Масутацу-но юйгон» («Завещание Масутацу Оямы»). Как и предыдущая книга этих авторов – «Ояма Масутацу сэйдэн» («Подлинная биография Масутацу Оямы»), «Завещание» моментально стало бестселлером кёкусиновской литературы.
Отношение к работам Кодзима и Цукамото японских специалистов самое разное. Большинство сходится в том, что картины, которые рисуют журналисты (весьма хорошо информированные, например, Кодзима на протяжении многих лет возглавлял официальный журнал Кёкусин кайкан), далеко не объективны, дескать, сами они пытаются предстать лучше, чем есть на самом деле, а в отношении других персонажей не жалеют черных красок. Тем не менее, книги Кодзима Кадзуси и Цукамото Ёсико сегодня читают практически все руководители высшего и среднего звена во всех японских организациях (не говоря о рядовых членах), хотя и стараются не афишировать это.
В «Завещании Масутацу Оямы» имеется интересный фрагмент, касающийся Всемирного союза Киокусин, роли АКР и об олимпийских перспективах Кёкусина (с. 492-495).
Думаю, нам всем будет небезынтересно познакомиться с тем, как на нас смотрят из Японии, и что японские мэтры думают и говорят об олимпийских перспективах Кёкусина.
* * *
Далее нам хотелось быть коснуться вкратце еще одного большого проекта включения каратэ кёкусиновского образца в программу Олимпийских игр, который разрабатывается совершенно независимо от Синкёкусинкай и в совершенно ином месте.
Этот проект можно назвать проектом, которым руководит правительство России. Как известно, в последние годы не только в Кёкусин кайкан возглавляемой Мацуи, но и в других организациях, таких как Синкёкусинкай и Кёкусин-кан, на турнирах весьма успешно выступают бойцы из России. За этим стремительным подъемом российского Кёкусина стоят усиление страны, покровительство каратэ и в особенности Кёкусин каратэ, а также большая работа по подготовке спортсменов. В настоящее время многочисленные организации Кёкусин, образовавшиеся в результате раскола Кёкусин кайкан после смерти Оямы, все имеют свои отделения в России. С одной стороны, можно сказать, что благодаря этому с начала 1990-х годов в России начался бум каратэ Кёкусин, и стало возможным появление множества новых додзё. Но, с другой, появилось и множество учеников и спортсменов, которые в условиях борьбы за влияние многочисленных организаций вынуждены бесконечно ломать себе головы над тем, какую организацию выбрать для себя.
Для преодоления этого хаоса российское правительство учредило Ассоциацию Киокусинкай России (АКР), которая возглавил политик уровня федерального министра. Это произошло в 2006 г. В АКР вошли 5 организаций: западнороссийское и восточнороссийское региональные отделения Кёкусин кайкан Мацуи, Кёкусин-кан, IFK (европейская федерация, которую возглавляет бывший председатель Европейского комитета Кёкусин кайкан Стив Арнейл), а также Синкёкусинкай. После проведения ряда неофициальных конференций, в 2010 г. была проведена подготовительная конференция для обсуждения дальнейшей стратегии. Причем уже на этом этапе организация Синкёкусинкай приостановила свое участие в конференциях.
В октябре следующего 2011 г. в Москве состоялась первая официальная конференция. Выдвинув своей целью «включение каратэ Кёкусин в программу Олимпийских игр», она определила следующие стратегические направления деятельности:
1) создать Всемирный союз Киокусин (KWU);
2) продвигаемому виду спорта присвоить название «Кёкусин» (слово «каратэ» было исключено с тем, чтобы избежать противостояния со Всемирной федерацией каратэ – WKF, которая признана Международным Олимпийским Комитетом);
3) штаб-квартиру KWU разместить в Швейцарии в городе Женева;
4) на первом этапе добиться для KWU признания Ассоциации международных организаций неолимпийских видов спорта «Спортаккорд», а затем – Международного олимпийского комитета;
5) при том, что KWU является по своей структуре ассоциацией, до момента признания Кёкусин олимпийским видом спорта передать права руководства организацией российскому правительству и АКР.
Наиболее активное участие в работе этой новой организации KWU принимает Кёкусин-кан и лично кантё Рояма. Это связано с тем, что еще при жизни Масутацу Оямы он приложил немало усилий для распространения каратэ Кёкусин в России и располагает в этой стране обширными связями.
«Добиться включения Кёкусин в программу Олимпийских игр через Олимпийский комитет Японии нереально. Это чрезвычайно досадно, но… едва ли мы могли бы рассчитывать на что-то большее, чем сейчас, когда мы движемся к нашей цели, имея во главе организации федерального министра такой великой страны, как Россия. К счастью, за нашей организацией, за Кёкусин-кан, во всех организациях признают лидирующее положение. Конечно, мы выбрали отнюдь не легкий путь к цели, но это самый верный путь к ней, соответствующий требованиям Олимпийской хартии. У нас в Японии первой о своем неучастии заявила организация Синкёкусинкай. Она твердит о своем намерении добиться включения Кёкусин в программу Олимпийских игр через участие в той федерации боевых искусств, о которой мы говорили ранее, и которая на деле представляет собой пустышку, но при этом у Синкёкусинкай нет никаких партнеров в европейском Международном олимпийском комитете. С другой стороны, от организации Мацуи-куна на конференции присутствовали представители и западно-, и восточнороссийской организаций, но их намерения нам не известны. Я лично считаю, что было бы лучше, если бы они приняли участие в работе KWU. Ведь для достижения нашей главной цели – включения Кёкусин в Олимпийскую программу – очень важно единство. Кроме того, именно я выступил с идеей называть наш вид спорта не «каратэ», а «Кёкусин», с тем, чтобы избежать конфронтации с WKF, представляющей традиционное каратэ, причем эту идею другие официальные лица нашли великолепной, поскольку нам очень важно подчеркнуть, что мы продвигаем именно «каратэ Кёкусин». После того, как штаб-квартира переберется в Швейцарию, KWU начнем практическую деятельность. Эта организация сможет сделать каратэ Кёкусин действительно всемирным в точном смысле этого слова», - говорит Рояма.
С другой стороны, секретарь по международным вопросам организации Мацуи Кёкусин кайкан Горай Кацухито высказывается о KWU с некоторой холодностью: «С одной стороны, мы направили руководителей своих российских отделений на конференцию KWU. Однако мы направили их туда только в качестве наблюдателей. При этом, даже если KWU начнет свою деятельность, Кёкусин кайкан ничего предпринимать не намерено. KWU – это организация, которой руководит Россия. Иными словами, в этой организации вся инициатива отдана России. А, между тем, сосай Ояма не раз говорил, что каратэ Кёкусин ни в коем случае не должно наступить на те же грабли, на которые наступила школа Кодокан, главный центр дзюдо. В тот самый момент, как дзюдо поручило руководство международной федерацией Франции, школа Кодокан утратила свой авторитет и влияние. В настоящее же время Кодокан не обладает даже чисто символическим авторитетом. Так вот, сосай говорил, что мы не должны совершать глупостей, подобных той, что совершил человек, пустивший в дождь проходимца под козырек своего дома и в итоге лишившийся своего родного жилища. Поэтому я считаю, что штаб-квартира организации при любых обстоятельствах должна оставаться в Японии, и что даже в пустых разговорах о возможностях включения каратэ Кёкусин в Олимпийскую программу нужно проявлять крайнюю осторожность. Думаю, что любому понятно, что все бахвальство Синкёкусинкай по поводу возможности включения Кёкусин в Олимпийскую программу граничит с чушью, но представители Синкёкусинкай пересказывают свою историю снова и снова, словно завороженные. Всё это очень прискорбно».
В 2011 г. на зимней школе в рамках своего традиционного «доклада кантё» Мацуи неожиданно заговорил об олимпийских перспективах. Если суммировать его речь, то он сказал следующее: «Представим себе, что какая-то организация добьется включения соревнований по каратэ по каким-либо правилам в программу Олимпийских игр. В этом случае представители нашей организации Кёкусин кайкан будут выступать на поле этой организации, независимо от ее правил – будь то правила поединков без контакта или в контакт в доспехах, и будут стремиться стать сильнейшими, выступая по чужим правилам». Какой же смысл заключен в этих словах Мацуи? Многие представители Кёкусин кайкан ломают головы над этим вопросом. Но, на деле, эти слова Мацуи – всего лишь глумление над олимпийскими заявлениями Мидори и его коллег.
Сам Мацуи, с присущим ему абсолютным практицизмом и рационализмом, убежден, что не существует практически никакой реальной возможности того, что не то что каратэ Кёкусин, но даже традиционное каратэ, которое продвигает WKF, будет когда-либо включено в программу Олимпийских игр. И он с презрением относится ко всем, кто просто вынужден не иначе как одобрительно высказываться об участии каратэ Кёкусин в Олимпийских играх.
«Допустим, что каратэ Кёкусин включено в программу Олимпийских игр. – говорит Мацуи – Что это даст? Во-первых, исчезнет само слово «Кёкусин». Ведь, если каратэ будет включено в программу Олимпийских игр в виде двух дисциплин – бесконтактного и полноконтактного каратэ, как об этом говорят многие причастные к продвижению этой идеи, то постепенно исчезнут и каратэ Кёкусин, и правила Кёкусин, и в общем употреблении останется только словосочетание «полноконтактное каратэ». Далее, стремясь добиться олимпийского признания, придется создать какую-то ассоциацию, и это приведет к утрате чистоты каратэ Кёкусин. Наконец, в Олимпийских играх Международному олимпийскому комитету принадлежат высшие полномочия в определении правил соревнований, и он запросто сможет проигнорировать и нашу точку зрения, и наши намерения. Например, он навяжет нам защитное снаряжение. В результате мы и опомниться не успеем, как Кёкусин превратится в вид спорта, в котором уже нельзя будет узнать каратэ Кёкусин. И во всем этом нет ничего нереального! Если же кому-то удастся последовательно разрешить все существующие проблемы, и впереди вырисуется реальная перспектива участия в Олимпиаде, Кёкусин кайкан развернет планомерное наступление на Международный олимпийский комитет. Тем не менее, главным турниром для каратэ Кёкусин должны по-прежнему оставаться чемпионат Японии и чемпионат мира».
Таким образом, разные позиции даже по одному только вопросу – вопросу об участии каратэ Кёкусин в Олимпийских играх – позволяют понять всю разницу в характерах, идеологии и направленности трех крупнейших организаций каратэ Кёкусин – Кёкусин кайкан Мацуи, Синкёкусинкай и Кёкусин-кан.
Перевод А. Горбылёва
* * *
Мне кажется излишним комментировать этот текст и делиться своими мыслями по обсуждаемым вопросам. Каждый волен сам обдумать приведенные заявления и определить свою позицию.
Но одного заявления мне все-таки хочется коснуться. Я имею в виду заявление г-на Горай, в котором совершенно искажена история Международной федерации дзюдо и ее отношений с Кодоканом.
Г-н Горай заявляет, что «дзюдо (надо понимать – японцы? – А. Г.) поручило руководство международной федерацией Франции». Однако это совершенно не соответствует действительности.
Международная федерация дзюдо, объединяющая сегодня организации ровно 200 стран мира, свою историю возводит к 1948 г. Тогда в Лондоне проходили первые послевоенные Олимпийские игры, и по этому случаю в столице Англии собрались представители организаций дзюдо Англии, Франции, Италии и Голландии, которые учредили Европейскую федерацию дзюдо.
Уже вскоре после создания Европейской федерации обращения о принятии в ее члены стали поступать не только из других стран Европы, но и из других регионов земного шара. В результате в 1951 г. Европейская федерация дзюдо была реорганизована в Международную федерацию дзюдо, и первым ее президентом был избран итальянец Альд Торчи.
Годом позднее, в 1952 г., в эту уже готовую организацию, с уже разработанным и действовавшим уставом, правилами и т.д., признанную международными спортивными организациями пришла Япония.
Представляется, что в этой перспективе урок дзюдо можно истолковать и в ином ключе, нежели предлагает г-н Горай: если японцы будут слишком долго медлить, то могут и опоздать.
В современном мире национальные боевые искусства преодолевают границы, завоевывают последователей в разных странах и утрачивают свою национальную принадлежность. Порой за границей они приобретают даже большую популярность, чем у себя на родине. Замечательный пример в этом смысле дает Франция, которой г-н Горай отчасти верно «поручил» руководство мировым дзюдо.
Федерация дзюдо Франции является крупнейшей национальной федерацией дзюдо в мире, насчитывая (по японским данным!) втрое больше зарегистрированных членов, нежели Федерация дзюдо Японии: около 600 тысяч (!) человек (в Японии – 200 тысяч, данные на 2006 г.).
А.Горбылев
Сообщение отредактировал ADojo: 31 мая 2012 - 06:40