тренировка ката
#1
Отправлено 22 февраля 2009 - 02:55
В чем секрет успеха пермских катисток?
#2
Отправлено 23 февраля 2009 - 08:23
По поводу акцента при подготовке к соревнованиям по ката. Японские специалисты говорят о трех "китах", на которых должен "стоять" кихон и, соответственно, ката - это сила, скорость, дыхание. Я бы относительно к ката добавила еще "артистизм". Потому что если ката делать невыразительно, то судьи "уснут" и забудут перевернуть таблички в сторону увеличения
Делать акцент на что-то одно я бы не советовала, потому что:
- если работать только над силой, то ката будет смотреться тяжело
- если работать только на скоростью, то удары будут смотреться очень неубедительно, как "комариные укусы"
- если работать только над артистизмом, то ката будет выглядеть "фальшиво"
Нужен баланс между силой, скоростью, артистизмом при правильном дыхании. И кто этот баланс подберет лучше, тот и будет чемпионом.
По поводу успеха пермских катисток. Особого секрета нет. Просто в нашей федерации очень давно ведется целенаправленная работа по подготовке к соревнованиям по ката. Только я уже занимаюсь этим более 10 лет, а начала я этим заниматься не на пустом месте. Кстати, победителем ПЕРВОГО Чемпионата России (в 1992 году) был пермский(!) тренер Гостев Сергей Александрович. Именно, у него я в свое время начала заниматься, и именно он многому научил в вопросах подготовки спортсменов к соревнованиям, да и до сих пор нередко помогает. За что ему отдельное СПАСИБО.
А вообще задавайте более конкретные вопросы, буду рада ответить.
#3
Отправлено 23 февраля 2009 - 08:48
2. Сколько ката надо делать на тренировке?Понятно,что чем больше тем лучше,но ведь есть порог,когда улучшения уже не происходит,а только накапливается усталость.
3. Надо ли доводить до блеска одну форму, потом начинать другую или можно катать сразу несколько (сколько?).
4. Отслеживая выступления (по сети) на чемпионатах, столкнулся с такой темой: удары ногами дзёдан все стараются нанести как можно выше. Это мода или требование?
5. Стандартизированны ли стойки в ИКО (типа как в ИФК). Вопрос не праздный, на большинстве кассет кокуцу и некоаши вообще не различимы
6. Почему так сильно стал отличаться бункай от Оямовского (да что там, от того, который мы ещё 5 лет назад делали)? Типа нукитэ в плечо вместо солнышка и т.п.
#4
Отправлено 25 февраля 2009 - 10:37
1. Количество ката зависит от того к каким соревнованиям Вы готовитесь. Набор и количество ката, как правило, оговаривается в положении. Могу только сказать, что в IKO-1:
- на Чемпионатах и Первенствах России в первом круге надо обязательно выполнить Пинан 3 и Гэкисай се, во втором круге выполняется 2 ката по выбору из: Гэкисай дай, Янцу, Цуки, Сайха, Сэйентин, Гарю, Сэйпай, Канку и Сусихо
- на Чемпионате и Первенстве Мира (12-17 лет) в первом круге выполняется Гэкисай се, во втором круге выполняется 1 ката по выбору (список для выбора, как правило, каждый раз оговаривается отдельно)
Поэтому, если Вы хотите просто поучаствовать в соревнованиях достаточно двух ката, если хотите побороться за победу - лучше подготовить четыре ката)))))))
2. По этому вопросу пока возьму тайм аут на формирование более полного ответа. Здесь нельзя однозначно ответить. Количество и варианты выполнения ката зависят от цели, которую вы хотите решить на тренировке. Скажу только, что больше, не всегда лучше...
3. Совершенству нет предела)))) Как бы блестяще Вы не выполняли форму, всегда можно к чему-нибудь придраться))) Поэтому, если Вы будете пытаться довести до блеска одну форму, то есть шанс что к остальным Вы так никогда и не перейдете)))) Если серьезно, здесь тоже возможны варианты, зависящие от целей тренировки. Иногда нужно посвятить одному ката всю тренировку, иногда нужно отработать на тренировке все ката, необходимые на соревнованиях или экзамене. Если не ответила на Ваш вопрос, то задайте его, пожалуйста, чуть подробнее (не совсем главная мысль вопроса мне понятна))))))
4. По поводу высоких ударов хочу сказать (не желаю никого обидеть) это "понты", может быть уместные на показательных выступлениях, но совершенно недопустимые на соревнованиях. Удары ногами должны выполняться точно на уровень головы (японские специалисты в последние годы много акцентируют на этом внимание). Мы же не бьем руками вертикально в потолок (хотя подвижность суставов позволяет), тоже самое и с ударами ногами. Даже японские спортсмены, имеющие шикарную растяжку, перестали бить в вертикальный шпагат. Однако, напомню, что это касается только IKO-1, как в остальных версиях - я не в курсе.
5. Стойки стандартизированы. А на кассетах кихон и ката выполняют не роботы, а люди со своими физиологическими особенностями (как очень любят говорить японские специалисты) и ошибками. Кассеты выпущены как методические пособия к действию, а не как эталон, который нужно один в один копировать.
6. На вопрос почему изменился бункай мне достаточно сложно ответить. Когда я начала осознанно изучать бункай, Пермская федерация входила в состав ФКР (ИФК). Бункай нам давал Виктор Павлович Фомин, но он давал интерпретацию Стива Арнейла. Поэтому когда после перехода в ИКО в 2003 году, мы начали изучать бункай, который сильно отличался бункай ИФК, мы не удивились. Разные школы, разный бункай - это нормально. А дальше бункай не менялся, просто уточнялся.
Но если поднялся этот вопрос, то при случае попробую выяснить почему меняется бункай.
- gerda это нравится
#5
Отправлено 04 марта 2009 - 12:39
Меня интересует, что даёт лучший результат - одна форма на тренировке или две (4-10). Не секрет, что при отработке ката очень устаёт психика, которая тянет за собой и "физику". Помогает ли переключение на другую форму или не стоить тратить время, а просто побить грушу? Соревновательной цели нет, но хочется, чтобы "блестело".Если не ответила на Ваш вопрос, то задайте его, пожалуйста, чуть подробнее (не совсем главная мысль вопроса мне понятна))))))
Это то, что я хотел услышать. Спасибо.Удары ногами должны выполняться точно на уровень головы
При просмотре энциклопедии каратэ Мацуи всю непонятную тему я заменяю ИФКашной. Есть лиКассеты выпущены как методические пособия к действию, а не как эталон, который нужно один в один копировать.
официальный листинг (где что делать и как стоять)?
Буду признателен. Надеюсь в Анапе задать вопросы лично.Но если поднялся этот вопрос, то при случае попробую выяснить почему меняется бункай.
Ос
#6
Отправлено 05 марта 2009 - 09:52
Этот вопрос очень перекликается с вопросом по которому я брала тайм аут. Вот сейчас и отвечу.Не секрет, что при отработке ката очень устаёт психика, которая тянет за собой и "физику". Помогает ли переключение на другую форму или не стоить тратить время, а просто побить грушу? Соревновательной цели нет, но хочется, чтобы "блестело".
Психика устает от однообразной работы, и переключение на другую форму, как показывает практика, не очень сильно помогает в данном случае. Поэтому надо использовать различные способы отработки ката. Приведу некоторые из них:
1. Выполнение ката очень медленно, с чрезмерным напряжением мышц при выполнении элементов и передвижении (вы как бы объясняете мышцам, что им нужно делать);
2. Выполнение ката на очень высокой скорости без фиксации элементов и стоек (улучшение передвижения и снятие закрепощенности);
3. Поэлементное выполнение ката, т.е. сначала выполняется 1-й элемент 3-7 раз, затем – 2-й элемент 3-7 раз и т.д. (отработка элементов ката);
4. Выполнение ката по связкам, т.е. разбираете ката на логические связки (например, дорожки) и выполняете сначала 1-ю связку 3-7 раз, затем 2-ю связку 3-7 раз и т.д. (связывание элементов в комбинации, придание рисунку ката некоего смыслового содержания);
5. Идеомоторная тренировка – мысленное выполнение ката (рядом исследований установлено, что идеомоторная тренировка дает возможность установить ошибки или переделывать уже усвоенный двигательный навык);
6. Выполнение ката в зеркальном отображении, с закрытыми глазами и т.д. и т.п. (закрепление рисунка ката, выполнение большого количества ката при минимальной психологической нагрузке);
7. Ну, и непосредственно «идеальное» выполнение ката, т.е. в нужном темпе, с максимальной силой, скоростью, концентрацией и правильным дыханием.
Можно придумать еще множество вариантов отработки ката. Тут бесконечное поле для деятельности. Если использовать несколько способов на тренировке, то можно увеличить количество раз выполнения одного ката до 20-30 за тренировку с минимальным психологическим перегрузом.
Количество ката на тренировке также зависит от способа отработки. Например, выполнение ката 1, 3 и 4 способами занимает намного больше времени, чем 2,5,6 и 7 способами.Меня интересует, что даёт лучший результат - одна форма на тренировке или две (4-10).
Поэтому если вы хотите более качественно, более детально проработать форму, то лучше – одна форма на тренировке. Да у вас больше и не получится, например, если сделать пинан соно сан 3 раза 1-м способом, 2 раза 4-м способом и 3 раза 7-м способом, то по времени это займет 1 час (на такую же проработку канку уйдет часа 2).
А если вы хотите просто набрать объем ката, то выполнение пинан сонно сан 10 раз 2-м, 5-м, 6-м или 7-м способом займет 15-20 минут, канку – 30-40 минут. Следовательно, за тренировку можно проработать в таком режиме 3-4 ката.
Тут еще хотела бы обратить внимание, что для того, чтобы "блестяще" делать ката, не нужно тренировать это ката по 2-3 часа в день. Опять же повторюсь - больше, не значит лучше. Достаточно по 15-30 минут, но на каждой тренировке. Тем более, если вы занимаетесь для себя.
Официального листинга я не видела. Но в Японии начался выпуск справочного руководства "Идо и ката". Уже появилось 3 выпуска с сэнсеем Рю Нарушимой в главной роли. Там идет поэлементный разбор ката с объяснением основных ошибок, а также бункай отдельных связок. Объяснение идет на японском, но названия элементов и стоек слышно отчетливо. Так что большинство непонятных тем должно проясниться.При просмотре энциклопедии каратэ Мацуи всю непонятную тему я заменяю ИФКашной. Есть ли
официальный листинг (где что делать и как стоять)?
#7
Отправлено 18 марта 2009 - 07:05
На существующих видео и в "Энциклопедии Киокушин" все удары выполняются в уровень чюдан, а на соревнованиях , включая Чемпионат Мира - джодан.
Заранее благодарен. Ос!
#8
Отправлено 19 марта 2009 - 08:44
Здравствуйте, Дмитрий.Ос! Евгения, подскажите, ката Гексай шо, в какой уровень наносятся удары йоко гери и мая гери?
На существующих видео и в "Энциклопедии Киокушин" все удары выполняются в уровень чюдан, а на соревнованиях , включая Чемпионат Мира - джодан.
Заранее благодарен. Ос!
Именно этот же вопрос я несколько раз задавала японским (и не только японским) специалистам и в итоге получила следующий ответ: удары ногами должны выполняться на максимально возможный уровень, т.е. дзедан. Но, если в силу физиологических особенностей, вы не можете качественно работать на уровень дзедан, то можно работать тюдан. Лучше правильный удар на уровень тюдан, чем неправильный удар на уровень дзедан.
Однако на соревнованиях по ката оценка даже за правильно выполненный удар на уровень тюдан будет снижена на 0,5 балла.
#9
Отправлено 23 мая 2009 - 01:17
Как известно, в конце августа ИКО будет проводить Чемпионат в данном разделе. Что бы вы конкретно рекомендовали при подготовке к данному турниру в оставшиеся сроки?
С уважением,
Осу!
#10
Отправлено 29 мая 2009 - 08:43
Здравствуйте, Руслан!Осу!
Как известно, в конце августа ИКО будет проводить Чемпионат в данном разделе. Что бы вы конкретно рекомендовали при подготовке к данному турниру в оставшиеся сроки?
С уважением,
Осу!
Не зная Вашего уровня подготовки сложно рекомендовать что-то конкретное. Вообще, подготовка к Чемпионату Мира - дело очень индивидуальное у каждого спортсмена. Поэтому попробую в общих чертах обрисовать направление, в котором можно двигаться. А направление это - от простого к сложному, от одного элемента к целому ката.
Весь период подготовки условно разобьем на 4 части.
1 часть - акцент на отработке отдельных элементов ката.
Сначала надо разобрать ката на элементы и добиться максимально идеального исполнения каждого отдельно взятого элемента. Под идеальным я понимаю не только красоту движения, но и реальность. Для этого обязательно необходимо изучить бункай, так как надо понимать, что каждое движение означает (удар, блок, освобождение от захвата, бросок и тд и тп). Дальше идет отработка элемента. Определяете слабые стороны и устраняете недостатки. Можно порекомендовать несколько основных упражнений:
- если слабый старт - работа с утяжелителями
- если слабый финиш (нет четкой фиксации) - работа с резиновыми эспандерами
- отработка элементов на лапе, мешке и т.д.
- отработка элементов в паре, особенно, если это броски, освобождения от захватов и тд и тп
2 часть - акцент на отработке ката по логическим комбинациям (связкам).
Более менее отработанные элементы собираются в логические комбинации (связки). Как правило, это дорожки. Здесь тоже очень важно знание бункай. Вы должны четко представлять, что Вы делаете в данной комбинации, что это не набор каких-то элементов, а именно связка движений, приводящая к какому-то результату.
Каждая отдельно взятая комбинация отрабатывается по очень много раз, чтобы стать "единой связкой" (простите за каламбур)))))
3 часть - отработка ката полностью.
Собираем ката из отработанных ранее логических комбинаций. И начинаем отрабатывать ката полностью, пока оно не станет "родным". На данном этапе не обязательно работать соревновательный вариант. (Я своим ученикам даже запрещаю делать соревновательный вариант, чтобы оставить моральные силы на конечный рывок) Некоторые варианты отработки ката описаны выше. Чередуя различные варианты Вы наберете гораздо бОльший объем ката, чем если бы выполняли ката только одним способом. Задача на этом этапе подготовки - чтобы ката стало "родным" и для тела, и для головы.
4 часть - отработка ката в соревновательном варианте.
Здесь уже все понятно. Выполняем ката в соревновательном варианте много много раз, чтобы на соревнованиях чувствовать себя намного увереннее))))) По сколько раз - решать Вам.
Одно замечание: деление на части очень условно. Абсолютно не значит, что если вы перешли ко второй части, то про упражнения 1 части можно благополучно забыть, и также с 3 и 4 частями. Во второй части вы можете продолжать отрабатывать элементы (особенно которые далеки от совершенства), но в меньшем объеме, например в качестве разминки, заминки или отдыха. Также вы можете продолжать связки в третьей части и тд и тп.
Вот это подготовка к соревнованиям по ката в общих чертах. Еще раз повторю, что это лишь общее направление. Естественно, возможны вариации, дополнения и изменения.
Успехов в подготовке к Чемпионату Мира.
#11
Отправлено 06 декабря 2014 - 12:15
Объяснить словами это сложно. Это можно или прочувствовать, или "увидеть" в хорошем содержательном исполнении.
Вот это исключительное исполнение! Никаких хореографических излишеств. Исключительный прагматизм и мощь.
Сообщение отредактировал Лев Глаголев: 20 января 2015 - 12:54
#12
Отправлено 18 января 2015 - 11:24
Ката - самая слабая сторона кёкушина.
Пока я не встретил в живую ни одного мастера кёкушина, который бы завораживающе делал ката :-(
Может мне просто не повезло... а может и никто не видел :-)
Если я ошибаюсь, то дайте пожалуйста ссылки на видео, где мастера кёкушина завоёвывают на соревнованиях по ката призовые места. Плиззззз...
И я не о хореографии, а о наполненности ката. Понимаю, что можно и не занимать места на соревнованиях. Но если ката делается мастерски и исполнено силой, то это впечатляет даже тех, кто далёк от боевых искусств.
Если при виде выполняемого ката возникают сомнения и вопросы, то, скорее всего, ката сделано слабо.
Сообщение отредактировал shiva: 18 января 2015 - 11:28
#13
Отправлено 18 января 2015 - 11:24
Ещё большее впечатление произвёл Танюшкин в Южно-Сахалинске в 1990 году,куда он приехал на сборы в первый и последний раз...И особенно взгрустнул народ,когда увидели его работу ногами!!!! И это мнение присутствовавших там мастеров тхеквондо...Было такое состояние будто мы стоим около вертолёта Ми-24 "Крокодил"!!!!
Может не так и красиво всё делал Александр Иванович,но ката исполнял Мастер!!! Волны его энергетики "укладывали" наши мозги в правильном направлении,коротк и доходчиво объясняя,зачем нужн заниматься кихоном и ката...
Я всё сказал! ХАО!
#14
Отправлено 19 января 2015 - 11:13
Здорово... но. к моему большому сожалению. не могу сложить никакого самостоятельного мнения, т.к. не получилось нагуглить нигде ката в исполнении Танюшкина. А на тех семинарах, что нашёл, не увидел Ми-24 "Крокодил", но последнее в расчёт брать не стоит. т.к. может показывал в полноги, а может ещё чего. Понятно, что в живую оно иногда круче кажется, т.к. на эффект может действовать личная харизма мастера.Тут далеко ходить не надо: Артур Оганесян,прошедший тест 100 кумитэ,был чемпионом России по ката...Зухра Курбанова,чемпионка мира-1997.2002 была призёром чемпионата России по ката...НО это соревнования...а вот когда в 1982 году Александр Иванович Танюшкин приехал проводить сборы на Динамо в Свердловске и начал делать ката,то у многих бойцов отвисли челюсти: ну никак они не ожидали от такого плотного телосложения человека ТАКОЕ исполнение формальных комплексов!!!!
Ещё большее впечатление произвёл Танюшкин в Южно-Сахалинске в 1990 году,куда он приехал на сборы в первый и последний раз...И особенно взгрустнул народ,когда увидели его работу ногами!!!! И это мнение присутствовавших там мастеров тхеквондо...Было такое состояние будто мы стоим около вертолёта Ми-24 "Крокодил"!!!!
Может не так и красиво всё делал Александр Иванович,но ката исполнял Мастер!!! Волны его энергетики "укладывали" наши мозги в правильном направлении,коротк и доходчиво объясняя,зачем нужн заниматься кихоном и ката...
Я всё сказал! ХАО!
Так многим в живую концерты Киркорова даже нравятся, хотя по телевизору смотреть его не могут (шютка) :-)
Если не сложно, дайте ссылки на хорошее исполнение ката мастерами кёкушина. Не смог найти... Честно, хочу разувериться в своём мнении, что кёкушиновцы не умеют делать ката на чемпионском уровне.