Сан чин
Среди многочисленных техник и способов их отработки, которыми богата
школа Окинавского каратэ годзю рю, значение ката Сан чин трудно
переоценить. Это фундаментальная база школы, ее начало и конец, визитная
карточка одного из самых известных направлений кулачного боя королевства
Рюкю.
Про Сан чин ходит множество легенд и с ним связано еще большее
количество заблуждений. Его называют «энергетическим», в его движениях
пытаются найти сакральный смысл, а в его своеобразном дыхании услышать
эзотерическую мелодию буддийских мантр. Реальность как всегда намного
проще и при этом значительно интереснее.
Шерше ля фам
История ката Сан чин началась в середине восемнадцатого века в Китае, точнее
в южной провинции Фуцзянь. На протяжении многих лет эта часть страны была
центром борьбы самых различных сил, этаким бурлящим котлом истории, в
котором тысячами гибли люди. В ходе постоянных войн коренное население
мигрировало в соседние страны юго-восточной Азии, а им на смену приходили
беженцы с севера - носители совсем другой культуры. С одной стороны, эти условия
не способствовали зарождению системных школ кулачного единоборства, с другой,
являлись благодарной средой для высокой концентрации не чуждых войне и
насилию людей, готовых эти самые искусства принять и совершенствовать. Вот
почему массовое развитие южного цюаньфа начинается только в восемнадцатом
веке, но при этом носит достаточно бурный характер.
Именно в это время в нашей истории появляется чрезвычайно одаренная
представительница прекрасного пола по имени Фан Цинян (1764г. ориент.), дочь
известного кулачного бойца Фан Чжуна, который, согласно преданию школы, в
совершенстве владел такими стилями южнокитайского ушу, как Лохань Шиба
Цюань (18 рук Архатов) и Кулак императора Тайцзу. Их основам он и обучил
девушку.
Опуская подробное жизнеописание мастера Фан, а также чрезвычайно
поэтичное повествование о ее нелегких поисках, необходимо сказать, что в
процессе своего постижения кулачного искусства эта женщина столкнулась с тем,
что большинство единоборческих школ юга делали ставку на физическую силу
и мощные, сметающие, амплитудные движения. Конкурировать на этом поле с
крепкими мужчинами для Фан Цинян было практически невозможно. Но вместо
того, чтобы сдаться и стать одной из многочисленных китайских домохозяек, она
совершает настоящую революцию в мире южного цюаньфа (*кулачного искусства).
Она создает кардинально новый метод генерации усилия, то есть иной способ
поиска источника силы для удара, броска, толчка либо другого воздействие
на «тушку» противника и кардинально новый вариант реализации этой силы.
Так, согласно легенде школы, появился стиль Байхэ или Пайхо – Белый журавль.
Его стержнем стал комплекс движений, у которого была одна единственная цель:
научить адепта формировать совершенно определенную структуру тела, с помощью
которой реализовывался уникальный способ формирования усилия. Имя ему Сан
чжан.
Способ ведения боя, предложенный мастером Фан, был настолько революционным
и эффективным, что в последующие годы в провинции Фуцзянь возникла
целая плеяда школ цюань фа, в основе которых был свой сан чжан.
Королевство
Рюкю, с 14 века находящееся в вассальной зависимости от Поднебесой империи,
познакомилось с "журавлем” благодаря многочисленным торговым и культурным
связям с Китаем - и Сан чжан на Окинавской земле превратился в Сан чин.
Практика
Для того чтобы понять, что делает Сан Чин уникальным, нам предстоит пройти
несколько этапов. И начать необходимо с внешней формы. Она определяет то
внутреннее содержание, которое является главной ценностью этого ката, и которое,
наряду с Тенсе, относит его к категории форм семьи Хайшо ката – "формы закрытой
руки", что говорит не о сжатой кисти, а о концентрации на "внутренней" работе.
Первая задача, которую необходимо решить при принятии позиции Сан чин, – это
собрать всего себя в центре, то есть в Тандэн. Этот процесс весьма условно можно
разбить на этапы. Условно потому, что все нижеописанное должно происходить в
одном моменте времени.
Сначала исполнитель опускает центр тяжести,
концентрируясь на стопе так, чтобы каждый ее миллиметр прилегал к поверхности
(с особым вниманием на внутреннем ребре). Пальцы ног впиваются в пол.
Используя данное "укоренение" как "источник", в буквальном смысле "прикручиваем ноги" к танден, создавая жесткий фундамент стойки.
Следующий
этап – гамаку: бедра становятся гипер фронтальными. Многие исполнители
ошибочно считают, что главная задача как можно выше поднять таз, словно они
замерли в танцевальном па в стиле диско (и это еще самое мягкое сравнение). На
самом деле ощущение подкручивания должно быть "внутри" и возникает оно само
собой при правильной работе с фронтальностью бедра при неизменном упругом
усилии между ногами. В этот момент позвоночник, который в естественном
состоянии у любого здорового человека имеет форму латинской буквы S, теряет
свой нижний естественный изгиб.
Чтобы исчез верхний изгиб и позвоночник
вытянулся «в струну», плечи выводим на одну линию с ушами и серединной линией
ноги (генеральские лампасы) и опускаем навстречу бедрам, как бы выдавливая
точку на середине груди вперед. Макушка тянется вверх, в результате чего
подбородок уходит как бы немного внутрь. Итогом всех этих манипуляций
становится особая позиция спины, используя которую, как своеобразный
проводник, мы можем в свою очередь прикрутить руки к танден, заканчивая
процесс соединения себя в этой точке. Одним из первых и очень важных
последствий такой структуры становится особый вид дыхания – абдоминальный.
Дело в том, что идеальная работа с фронтальностью бедер обеспечивает тонус
мышц пресса на всем протяжении исполнения ката, а правильное положение плеч во
время принятия гамаку не позволяет активно включать грудь в дыхание. Таким
образом, единственным доступным способом остается дыхание диафрагмой, для
инициации которого служит особый вид вдоха, активно связанный с работой мышц
шеи. Это не только полезно для здоровья, так как обеспечивается приток крови к
внутренним органам, но и делает практически незаметными фазы вдоха и выдоха
что, в свою очередь, чрезвычайно важно с точки зрения ведения поединка.
Но главная цель необычной структуры тела в Сан чин и абдоминального дыхания –
создание особого импульса усилия. "Усилие" в китайском понимании, (чжэн цзи(р)
) — это единое действие всей «тушки», проявляющееся в том или ином воздействии
на противника, при котором тело работает максимально эффективно, то есть с
наименьшими энергозатратами достигается наибольший результат. В годзю рю
основными типами "фирменных" усилий школы являются тсиру но тян тян, тэ-но
омон, таи но синсюку или таи отоши. Базой для них служит структура тела, которая
в Окинавском каратэ называется "кокучи".
Пытаясь его описать, я придумал для себя такой образ. Кокучи – это словно саморез,
который закрутили в область танден. От этого самореза через все без исключения
части тела натянуты тросики. У тех, кто не занимается практиками подобными сан
чин, они безвольно болтаются. Сан чин позволяет провернуть саморез и притянуть
одновременно все тросики к центру. С этого момента, для того чтобы привести
какую-либо часть тела в движение, достаточно потянуть тросик из центра, что
значительно облегчает процесс самого движения, делает его эффективным и
энергоэкономичным.
При кажущейся простоте это занимает достаточно много времени, но стоит каждого
потраченного года. На этапе, когда тело усваивает принцип кокучи, для него
становится понятным и способ образования всех видов усилия. Возникает связь
сан чин с практикой ката семьи "кайшо" (открытая ладонь), а точнее появляется
осознание принципа сан чин (именно принципа, а не напряженных мышц и
шипящего дыхания) в каждом движении ката - «сан чин гоши». Сан чин гоши –
это наполнение ката, его глубинный смыл. В этом случае ката из непонятной
гимнастики превращаются в то, чем они и являются, а именно отработкой способа
формирования усилия во всех возможных формах и ситуациях реализации его.
На этом этапе исполнение ката становится кардинально другим: от внутренних
ощущений до эмоциональных переживаний.
Все вышесказанное ни в коем случае не отменяет парной работы. Какие, мосты,
одновременность и прочие классические стратегии Годзю рю не могут быть
наработаны исключительно с помощью практики ката. И уж совсем обязательным
является работа с ударом на макиваре, камне, бревне, мешках, лапах потому, как
постановка удара невозможна при исключительной работе в воздух.
Но именно ката Сан чин является тем стержнем, на который нанизываются
основным практики Годзю: кайшо ката, парные практики подготовки к бою, кумитэ
и работа с ударом на предметах составляя единую и цельную систему с мощной
основой.
Богдан Курилко
Ката Сан чин - визитная карточка кулачного боя королевства Рюкю
Автор Богдан Курилко, янв 20 2014 11:03
В этой теме нет ответов